Завершение
периода новой экономической политики. Итоги проведения
новой экономической политики и её значениеСтраница 1
Экономический механизм в период нэпа базировался на рыночных принципах. Товарно-денежные отношения, которые ранее пытались изгнать из производства и обмена, в 20-е годы проникли во все поры хозяйственного организма, стали главными связующим звеном между его отдельными частями.
Коренная особенностьпроцесса восстановления народного хозяйства СССР состояла в том, что он проходил в условиях, когда командные высоты в экономике, прежде всего крупная промышленность, находилась в руках государства. Руководства по ремонту немецких машин Mercedes S-Class W140 www.mercedesman.ru/S-Class/W140
Валовая продукция промышленности достигла в 1925 г. 75,5% уровня 1913 г., а в 1926 г. превысила его на 8%. С 1921 по 1924 год индекс промышленного производства увеличился более чем в 3 раза и практически достиг уровня 1913 года. Продукция машиностроительной промышленности превысила в 1925 г. довоенный уровень на 13%. Больше, чем до войны, производилось сельскохозяйственных орудий. В 1927 и 1928 годах прирост промышленной продукции составил соответственно 13 и 19 %.
Близко к довоенному уровню подошла добыча нефти и угля. Был в основном восстановлен Донбасс, горняки Кузбасса в 1925/26 г. в два с лишним раза превысили довоенную добычу угля, а горняки Подмосковного бассейна — в три с лишним раза.
Однако резко отставала от довоенного уровня металлургия: в 1925/26 г. было выплавлено 2,9 млн. тонн стали против 4,2 млн. тонн и чугуна 2,2 млн. тонн против 4,2 млн. тонн в 1913 г. Металлургия становилась узким местом в развитии промышленности.
В основном была восстановлена легкая и пищевая промышленность. Наладилась работа транспорта.
Вторая особенность
восстановительного периода в промышленности состояла в том, что наряду с восстановительным процессом шли и реконструктивные процессы, в особенности в последние годы. Это выразилось в освоении старыми заводами новых производств:
- на ленинградском заводе «Красный путиловец» и харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна было освоено производство советских тракторов (с 1923 по 1926 гг. было выпущено около 2 тыс.);
- на московском заводе «АМО», автомобильном заводе в Ярославле и некоторых других было начато производство советских автомобилей (в 1924/25 г. было произведено 126 автомашин, а за 1924—1928 гг. — 1070 машин);
- на авиационных заводах был налажен выпуск советских самолетов (в 1923/24 г. выпущено 200 самолетов, а в 1925/26 г. — в 3,5 раза больше). Если в 1922 г. 90% самолетов, поступивших на вооружение Красной Армии, было приобретено за границей, в 1923 г. — около 50%, то в 1925 г. потребность в самолетах была покрыта отечественным производством.
Ряд заводов Ленинграда, Тулы и других городов освоили производство сложных машин для текстильной промышленности, ранее ввозившихся из-за границы (в 1925/26 г. выпуск текстильных машин более чем в два раза превысил довоенный уровень). На заводах «Красный пролетарий» (Москва), «Двигатель революции» (Н. Новгород) и других был налажен выпуск более совершенных станков (в области станкостроения уровень 1913 г. был достигнут уже в 1924/25 г., а в 1926/27 г. был превзойден почти в три раза); на электромашиностроительных заводах (Ленинградском металлическом, «Электросиле» и др.) началось производство более мощных паровых турбин и гидрогенераторов и т, д. Отдельные отрасли промышленности, прежде всего нефтяная, в конце восстановительного периода стали уже на путь технической реконструкции.
Процесс реконструкции выразился также в расширении энергетической базы народного хозяйства. В строй вступил ряд новых электростанций: Каширская под Москвой, Красный Октябрь под Петроградом, Шатурская, Кизеловская, Балахнинская, Волховская, Кизиловская и др. В 1925/26 г. электростанций выработали электроэнергии почти в два раза больше, чем в 1913 г.
Третья особенность
восстановительного периода состояла в том, что наиболее быстро росла социалистическая промышленность — государственная и кооперативная. Что касается капиталистической промышленности, то хотя она абсолютно росла, однако ее удельный вес из года в год уменьшался. В 1923/24 г. на долю социалистического сектора промышленности приходилось 76,3% всей продукции, а в 1924/25 г. — 79,3%. Удельный вес частной промышленности соответственно упал с 23,7% до 20,7%.
В 1925 г. промышленность вплотную подошла к использованию ее довоенных возможностей. Дальнейшее развитие промышленности требовало технической реконструкции ее, широкого строительства новых заводов, повышения удельного веса тяжелой промышленности, развития транспорта. Успешное восстановление промышленности сопровождалось приливом рабочих на производство. Если в 1921/22г. число рабочих составляло 48% к довоенному уровню, то в 1924/25г. в крупной промышленности было занято примерно 70% рабочих, а на 1 января 1926 г. составила 2451, 6 тыс. человек – 90, 8% к уровню 1914 года.
Первая Российская революция 1905–1907 гг
Внутриполитический кризис в 1905 г.
был вызван обострением социальных противоречий, а также неблагоприятными последствиями русско-японской войны. В стране началась революция. Непосредственным началом революционных событий можно считать расстрел демонстрации рабочих, устроивших мирное шествие к Зимнему дворцу для подачи петиции о нуждах ...
Битвы за Украину
Перед вторжением в Россию Карл XII довёл численность своих войск до 95–100 тыс. человек. Шведский флот всё ещё господствовал на Балтике, так как превосходил русские морские силы по числу и вооружению кораблей. Большие надежды шведы возлагали на тайные переговоры с гетманом Украины И.С. Мазепой, задумавшим перейти на сторону Швеции ещё д ...
Пусть из варяг в греки
Киевская Русь возникла на торговом пути "из варяг в греки" на землях восточнославянских племен — словенов (новгородцев), кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.
Путь "из варяг в греки
", название водного торгового пути в Киевской Руси, связывавшего Северную Русь с Юж ...