Культура, быт, обычаи и верования славян

Развитие духовной культуры и верований древних восточных славян, живших на современной территории Украины, было тесно связано с их хозяйственной деятельностью. Значительное место в жизни восточных славян занимали многочисленные обрядовые праздники, посвященные наступлению весны и началу полевых работ (веснянки), летнему солнцестоянию (Ивана Купала), сбору урожая, зимние новогодние обрядовые песни, колядки и т.п. Свадебные торжества сопровождались песнями, танцами, хороводами, похоронные обряды - плачем.

Верования славян называли язычеством. Наши предки обожествляли солнце, луну, явления природы, реки, озера, леса. Одним из главных богов у славян считался Велес - защитник скота. Дажбог олицетворял Солнце, Сварог - огонь, Перун - гром. Византийский историк Прокопий отмечал: "Они поклоняются рекам и нимфам, и другим демонам, приносят жертву им всем и при помощи этих жертв стараются задобрить богов, занимаются колдовством".

Древние славяне верили в загробную жизнь, о чем свидетельствуют упомянутые похоронные обряды. Особенно торжественные похороны устраивались князьям и знатным дружинникам, в могилах которых археологи находят много драгоценных изделий, оружие, одежду, предметы домашнего обихода, остатки продуктов питания и т.д. Княжеские могилы насыпали высотой иногда до десяти метров, затем устраивали

там тризну - поминки. В захоронениях простых людей находят лишь орудия труда и предметы домашнего обихода.

В наиболее изученном археологами прикладном искусстве прослеживаются своеобразные стили - "звериный" (изображения фигур зверей, домашних животных, пресмыкающихся, птиц) и "геометрический" (создание орнаментов из треугольников, ромбов, квадратов). Изображения на орудиях труда, оружии, украшениях, предметах быта отражали картины из жизни славян, в частности их труд и борьбу с врагами.

У славян было развито и музыкальное искусство. Византийский историк VII в. Феофилакт сообщал о взятии в плен византийцами троих славянских гусляров.

В источниках имеются, хотя и скупые, описания внешности славян. Упомянутый уже византиец Прокопий сообщал, что у славян "один язык", "не отличаются они друг от друга и по внешнему виду". "Все эти люди, - писал он, - высокого роста и очень сильные. Цвет лица у них не совсем белый, волосы не русые и не переходят в черные, а рыжеватые и к тому же - у всех ." Современник также отмечал, что славяне "живут в ветхих избах". По характеру они были свободолюбивы и не давали никому себя покорить.

Таким образом, славяне издавна расселялись в Восточной Европе и на территории нынешней Украины. Их племена занимались земледелием, скотоводством, ремеслами, торговлей. В результате распада первобытнообщинного строя славянские родовые общины превращались в соседские, появлялась частная собственность и имущественное неравенство, эксплуатация человека человеком. Создавались государственные союзы племен во главе с правителями-князьями, в руках которых сосредоточивались власть и богатство. Они стали первыми феодалами.

Орудия труда, культура, язык, быт и обычаи восточнославянских племен разных местностей имели много общих черт, что способствовало их объединению в государственные союзы на значительных территориях.


Петр III. 1761-1762гг.
Племянник Елизаветы, сын старшей сестры ее Анна Петровны и герцога Карла Ульриха, родился в Голштинии. В 1745г его женили на дочери одного из мелких немецких князьков Анхальт-Цербстской принцессе Софье Фредерике Августе (в православии почему то нареченной Екатериной Алексеевной). Петр восстановил против себя дворянство и гвардию своими ...

Проблемы и экономические идеи XIII–XV вв.
В новой редакции "Русской Правды", так называемой "Пространной Правде" (конец XII – начало XIII в.) наряду с упоминанием о "торге" (внутреннем рынке), "гостьбе" (внешней торговле) экономическая мысль господствующих слоев общества все более настойчиво отстаивает вотчинный сепаратизм, усиливает защи ...

Зарождение и развитие направления история повседневности в западной и отечественной исторической науке
История повседневности сегодня является очень популярным направлением исторического и вообще гуманитарного знания. Как отдельная отрасль исторического знания была обозначена относительно недавно. Хотя основные сюжеты истории повседневности, такие как быт, одежда, труд, отдых, обычаи, в отдельных аспектах изучались давно, в настоящее вре ...