Золотой век Екатерины II
Страница 1

Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий (1762–1796). Оно наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом. «Петру Первому – Екатерина Вторая» – такие слова выбиты на постаменте знаменитого памятника первому императору России работы Э. Фальконе. Екатерина II, деятельная и неординарная правительница, имела право на подобное сопоставление. Достижения и победы времени ее царствования носят во многом отпечаток ее личного участия, направляющего внимания. Натура талантливая, образованная, литературно одаренная, она умела многое – и управлять огромной империей, к чему страстно стремилась со времени прибытия в Россию, и ладить с людьми, и, что очень важно, приближать к себе людей талантливых, одаренных, поручать им важные дела в соответствии с их способностями.

Разумеется, в своей политике Екатерина II опиралась на русское дворянство, особенно его «сливки» – гвардию. Недаром российские дворяне и при ее жизни, и после кончины говорили и писали о золотом веке Екатерины Великой, матушке-государыне, мудрой правительнице. Этот венок славы сплетали и русские одописцы, писатели – Державин и другие, и зарубежные корреспонденты русской императрицы, прежде всего французские философы-просветители.

XVIII в. – эпоха «просвещенного абсолютизма» «союза философов и монархов». В ту пору широкое хождение получили теория и практика, согласно которым отжившие институты феодального общества можно преодолеть не революционным, а эволюционным путем, самими монархами и их дворянами, при помощи мудрых советников-философов, прочих просвещенных людей. Самодержцы, как предполагалось, были или должны быть людьми просвещенными, своего рода учениками идеологов Просвещения. Таковыми являлись и Фридрих II прусский, и Екатерина II российская, и Иосиф II австрийский, и некоторые другие правители.

Власть. Уложенная комиссия. При императрице Елизавете ликвидировали ненавистный Кабинет министров, введенный Анной Ивановной, и восстановили в прежних правах петровский Сенат, снова получивший «преждебывшую свою силу и власть в правлении внутренних всякою звания государственных дел». Ранее ликвидированные Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Главный магистрат снова приступили к делам.

По-прежнему правители создавали при своей особе учреждения, стоявшие над всеми другими, из приближенных и доверенных деятелей. Это – елизаветинская Конференция при высочайшем дворе, Совет при высочайшем дворе Петра III, Непременный совет при Екатерине II. Последняя реформировала Сенат (1763 г.): прежде единое учреждение разделили на шесть департаментов, каждый из них ведал определенным кругом дел. Сильно возросла роль генерал-прокурора – он теперь не только наблюдал за работой Сената, но и самостоятельно решал сенатские дела. Екатерина назначила на эту должность князя Л.А. Вяземского, известного своей честностью и неподкупностью.

Дальнейшая централизация, бюрократизация управления нашли свое выражение в ликвидации гетманства на Левобережной Украине (1764 г.). Ею стали управлять президент Малороссийской коллегии и генерал-губернатор Малой России. На эти должности Екатерина II назначила П.А. Румянцева, выдающегося полководца и государственного деятеля, человека решительного и энергичного.

Важный момент в политике «просвещенного абсолютизма» – созыв в 1767 г. Комиссии для составления нового Уложения. Необходимость нового свода законов чувствовалась давно. После Соборного уложения 1649 г. накопилось большое количество указов царей и Боярской думы, императорских манифестов и указов. Уже при Петре I, в самом конце XVIII столетия, работала комиссия по подготовке текста нового Уложения, но из этого ничего не получилось. Мысли о созыве депутатов из разных сословий для законодательной работы высказывали публицисты и авторы проектов: И.Т. Посошков, Д.М. Голицын, В.И. Татищев. В 50–60-е гг. составлялись списки депутатов. Наконец, созвали Комиссию.

«Наказ» для нее написала сама императрица. Она опиралась на сочинения французских просветителей XVIII в. (Монтескье и др.), других мыслителей. Сенат разослал его по учреждениям, центральным и местным. В Москву съехалось более 500 депутатов от дворян, торгово-ремесленного населения, государственных крестьян, казаков, нерусских народов. Послали своих депутатов коллегии. Сенат и Синод. Крепостные крестьяне и духовенство представительства не получили. От дворян было 189 человек, от учреждений – 28, города дали 216 депутатов, крестьяне – 24.

Депутатам их избиратели вручили наказы, в которых ставились насущные вопросы, выдвигались требования. Дворянство говорило о земле, жаловалось на побеги своих крепостных, конкуренцию купцов в предпринимательской, торговой сферах. В городских же наказах, наоборот, предпринимательство и торговля рассматривались как исключительное право городских сословий, прежде всего купечества. С этой точки зрения их недовольство вызывают торгово-промышленные занятия дворян и крестьян. Крестьяне жаловались на недостаток земель, их захваты дворянами и посадскими жителями, заводовладельцами и богатыми односельчанами. О том же сообщали наказы башкир, татар и иных народов Поволжья, других районов. Все жаловались на тяжелые подати и повинности.

Страницы: 1 2 3


Город в системе цивилизации  в X-XI вв.
В средние века в Западной Европе происходит важ­нейший в ее истории процесс — урбанизация. Начинают расти и возрождаться старые города, оставшиеся со вре­мен Римской империи, и возникать новые. Урбанизация стала следствием многих предпосылок. Маленькие городки, возникавшие в тени замков мо­гущественных сеньоров, приносили им доход в ви ...

Александр и Орда
Успешные военные действия Александра Невского надолго обеспечили безопасность западных границ Руси, но на востоке русским князьям пришлось склонить голову перед гораздо более сильным врагом — монголо-татарами. В 1243 хан Батый, правитель западной части монгольской державы — Золотой Орды, вручил ярлык великого князя владимирского на упр ...

Политика Александра на завоёванных территориях. Её эволюция.
В этой главе мы рассмотрим лишь один (наиболее важный, как нам представляется) аспект политики Александра на завоёванных территориях. Это меры, предпринимаемые для создание социальной опоры власти македонского царя. Мы не рассматриваем здесь религиозную политику Александра, хотя она и имела важное значение в деле укрепления власти макед ...