Объединение русских земель и образование Московского государства (XIV-начало XVIвв).Страница 4
В 1480г хан Ахмат решил заставить Русь выплатить дань, поступление которой прекратилось, вероятно, в середине 70х гг. Для этого он собрал огромное войско и, заключив военный союз с литовским князем Казимиром, двинулся к Юго-Западным рубежам Руси. Войска Ивана III под командованием его сына (Ивана Молодшего) и воеводы Даниила Холмского закрыли дорогу татарам, встав на берегу р. Угры - притока Оки. Попытки хана переправится через Угру были отбиты русскими войсками. Не дождавшись помощи со стороны Казимира (его действия были нейтрализованы угрозой набега на Литву войск крымского хана Менгли-Гирея - союзника Ивана III), а также опасаясь ранних холодов, Ахмат отступил.
После этого Орда вскоре окончательно распалась на ряд самостоятельных ханств.
Овдовев, Иван III женился в 1472г во второй раз на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. В правление Ивана III появились символы власти - великокняжеская корона ("шапка Мономаха", якобы доставшаяся киевскому князю Владимиру от его деда - Константина Мономаха), держава и скипетр. Появился титул "государь всея Руси".
Самовластие князя было ограничено традиционными органами управления и нормами права. Сохранялась боярская Дума, которая выполняла совещательные функции. В ее состав входили представители старых московских родов, с середины XVв она стала пополняться за счет великих князей присоединенных земель, позже - князьями, переходившими из Литвы на службу к московскому князю. Огромную роль в управлении страной играла Казна - главное государево хранилище, а кроме того, государственная канцелярия, занимавшаяся помимо прочего и внешнеполитическими вопросами. В Казне начал формироваться штат дьяков - государственных чиновников. В административно-территориальном отношении страна делилась на уезда (обычно в границах бывших княжений). Уезды управлялись боярами-наместниками, получавшими их в награду за прежнюю военную службу. Они кормились с подвластной территории, т.к. получали часть налогов, и назывались кормленщиками. Их деятельность практически не контролировалась из центра. Уделы делились на волости, во главе которых стояли волостели со схожими правами и функциями.
Основной военной силой становилось войско, состоявшее из служилых людей. За выполнение своих служебных обязанностей они получали земельное владение, т.е. "испомещались" на земле - отсюда и термин "помещик".
В 1497г был принят Судебник (68 статей) - первый свод законов единого государства. Он разграничивал компетенцию великокняжеского и боярского судов, определял нормы наказания. Кроме того, вводил общее для всех земель правило, регулирующее выход крестьян от своего феодала (ст 57). В Юрьев день осенний (26 ноября - день святого Георгия), а точнее, за неделю до и неделю после него, крестьянин мог перейти на другие земли, выплатив своему прежнему хозяину "пожилое" - плату за прожитые годы.
[Полный титул Ивана III был таков: "Божьей милостию государь Всея Руси великий князь Владимирский и Московский, Новгородский и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Пермский, и Болгарский, и иных земель"]
[В XVв в Новгороде возникла секта стригольников. На голове принимаемого в монахи выстригались крестообразно волосы. Это символизировало, что вера станет крепче, если будет опираться на разум.
В конце XVв в Новгороде, а затем в Москве распространилась ересь жидовствующая (ее зачинателем считали еврейского купца). Еретики отрицали власть священников и требовали равенства всех людей, говорили, что монастыри не имеют права владеть землей и крестьянами.
Иосифляне - последователи Иосифа Волоцкого, основателя Успенского монастыря - резко выступали против еретиков.
Осуществление новой
экономической политики
Осуществление новой экономической политики началось в чрезвычайно неблагоприятных условиях. Топливный кризис превращал города и поселки в скованные стужей, почти безжизненные нагромождения домов. Он обострял и транспортный кризис, вызванный полной изношенностью парка вагонов и паровозов. Поезда ходили редко, ползли медленно, без расписа ...
Колониализм и социальные перемены на Востоке
В колониальную эпоху на Востоке начались социальные перемены. При этом речь идет не только о преобразованиях, которые проводили колонизаторы, но и о реформах в странах, сохранивших свою государственность и стремившихся дать более или менее адекватный ответ на вызов истории, ставившей под сомнение суверенитет и жизнеспособность народов В ...
Внешние и внутренние факторы социального развития Востока
К началу XVI в. общественный строй стран Востока, несмотря на существенные различия социальных порядков по странам и континентам, имел много сходных черт. Если на Западе частное лицо (феодал) или особый институт (церковь, город) могли при определенных обстоятельствах противостоять государству и его суверену, то на Востоке это было практ ...