Общественное движение 30х гг.Страница 2
Цели: ликвидировать крепостное право, сохранив при этом общину и патриархальный уклад жизни. Для определения пути дальнейшего развития необходимо созвать Земский собор.
Отрицали революцию и радикальные реформы, считая возможным лишь постепенные преобразования, проводимые сверху. Ограничивались творческой и публицистической деятельностью.
2. Западничество. Оформилось в работах и деятельности историков, юристов и литераторов Т.Н.Грановского, К.Д.Кавелина, П.В.Анненкова, Б.Н.Чичерина, С.М.Соловьева, В.Г.Белинского.
Основные идеи: - Россия, развивающаяся по универсальным законам истории, отстает от Запада и сохраняет ряд национальных особенностей
- необходимо ликвидировать историческое отставание, сохранив при этом национальную идентичность
- в России следует утвердить либеральные идеалы свободы личности, гражданского
общества и просветив народ установить конституционную монархию
- важно развивать рыночные отношения, предпринимательство, промышленность и торговлю, принять законы, защищающие частную собственность
- необходимо отменить крепостное право, передать крестьянам землю за выкуп
- следует развивать образование и распространять научные знания
Свою публицистическую, научную и преподавательскую деятельность они направляли на формирование общественного мнения для подготовки преобразований. Единственно возможным средством обновления России считали реформы сверху.
3. Революционная демократия. Совмещение ряда идей западничества, славянофильства и европейского социализма. Цель - создание социализма. Велись споры о предпочтительности радикальных реформ или народной революции.
Теория "русского общинного социализма" 9народничество). Основоположником теории выступил А.И.Герцен, другими идеологами - Н.Г.Чернышевский, Н.П.Огарев, Н.А.Добролюбов, М.А.Бакунин, которые ставили своей целью "достижение социализма как общества справедливости".
Основные идеи: - достичь цели можно, опираясь на сельскую общину с ее коллективизмом и самоуправлением
- необходимо двигаться по некапиталистическому пути - от крепостничества к социализму
- крепостничество, "немецкая монархия", патриархальные порядки самой общины душат инициативу и свободу личности
- желательно избежать кровавой революции, а преобразования провести с помощью радикальных реформ
- следует ввести гражданские свободы и демократическое правление
В.Г.Белинский занимался публицистической работой и литературной критикой. Герцен издавал в Лондоне газету "Колокол", в которой критиковал русскую действительность и обосновывал теорию "русского социализма". Бакунин участвовал в европейских революциях 1848-1849гг, работал в Первом Интернационале, создал на Западе ряд революционных организаций, стал теоретиком анархизма. Чернышевский развивал и пропагандировал идеи "русского социализма".
4. Петрашевцы. 1845-1849гг. Члены кружка, собиравшегося на квартире М.В.Буташевича-Петрашевского (Н.А.Спешнев, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.Н.Плещеев, Ф.М.Достоевский и др.) говорили о необходимости отмены крепостного права, изучали произведения Ж.Фурье и других европейских социалистов. Часть их склонялась к идее создания тайного общества и подготовки народного восстания. Однако все ограничивалось лишь теоретическими дискуссиями и издательской деятельностью. В 1849г кружок был разгромлен.
Пакт о ненападении
В условиях, когда военная угроза подступала к Советскому государству и с запада, и с востока, когда намечалась возможность координированных действий агрессоров на обоих направлениях при поддержке западных держав, внешняя политика СССР продолжала оставаться твердой и спокойной, не впадающей в панику и не поддающейся на провокации. Когда ...
Возникновение азиатского способа производства
Благодаря независимости наша страна достигла больших успехов в построении демократического правового государства с рыночной экономикой и развитой духовной жизнью. Эти достижения свидетельствуют о великом потенциале нашего народа, имеющего многовековой опыт общественного и государственного строительства. «Узбекская государственность свои ...
Восток и Запад к началу Нового времени
К XVI в. Восток и Запад подошли в состоянии перманентной конфронтации. Начавшееся еще в VIII–IX вв. противоборство ислама и христианства приняло характер военно-религиозной борьбы между двумя цивилизациями, особенно в регионе Средиземноморья. Крестовые походы XI–XIII вв., познакомив Европу с мусульманским Востоком, его культурными и про ...