Историческая информация » Стратегия и тактика русских войск в Северной войне » Военно-морское искусство русского ВМФ в Северной войне

Военно-морское искусство русского ВМФ в Северной войне

Успешные боевые действия молодого русского ВМФ в Северной войне внесли крупный вклад в становление и развитие русского военно-морского искусства. Быстрое наращивание Россией военно-морской мощи, блестящие победы её флота на море (Гангутское сражение 1714 г., Эзелъский морской бой 1719 г. и бой у о. Гренгам 1720 г.), активное содействие сухопутным войскам во взятии крепостей Выборг, Ревель, Рига, Гельсингфорс и других вывели её в число наиболее сильных военно-морских держав мира. Организационные принципы строительства русского ВМФ, передовые для своего времени методы обучения и воспитания личного состава, способы ведения боевых действий с учётом опыта иностранных флотов были обобщены в Морском уставе 1720 г., Особые заслуги в создании русского ВМФ, его становлении и развитии в первые годы существования принадлежат Петру I и его ближайшим соратникам Ф.М. Апраксину, К.И. Крюйсу, Ф.А. Головину, М.М. Голицыну, Н.А. Сенявину и др.

В ходе Северной войны в русском ВМФ зародилась и получила большое развитие линейная тактика. Основой боевого порядка была кильватерная колонна, позволявшая наиболее эффективно использовать артиллерию линейных кораблей, располагавшуюся по бортам. Кильватерная колонна в то же время была удобна для управления силами в бою, особенно при наличии большого количества кораблей. В линию баталии в предвидении столкновения с противником, как правило, ставились линейные корабли, которые должны были решать главную задачу в бою (сражении) – уничтожать противника огнём своей артиллерии. Фрегаты обычно располагались под защитой своих главных сил с противоположного от противника борта. Кильватерная колонна являлась также и походным порядком флота. При большом числе кораблей флот совершал переход в 2 или 3 кильватерных колоннах, перестраиваясь перед боем в однокильватерную колонну, которая сразу же начинала маневрирование с целью занять более выгодное (наветренное) положение по отношению к противнику. Если такое положение удавалось занять, флот атаковал неприятеля. Достигнув дистанции действительного артиллерийского огня, он ложился на параллельный с ним курс и открывал огонь, Каждый корабль в линии стрелял только по противоположному кораблю противника. Обычно боевой порядок (баталия) флота сохранялся на протяжении всего боя (сражения), В том случае, когда добиться решающего успеха огнём артиллерии не удавалось, бой (сражение) обычно завершался абордажными схватками. Командующий флотом управлял действиями подчиненных с помощью сигналов и посыльных судов.


Феномен средневекового рыцарского Ордена в контексте средневекового католического общества. Социальная, политическая и духовная обстановка в Средневековье. Идеология и практические цели Крестовых по
История средних веков охватывает длительный период, насыщенный многообразными событиями. Он ознаменовался возникновением и развитием новых форм экономической и общественно-политической жизни. В средние века человечество значительно продвинулось вперед в развитии материальной и духовной культуры по сравнению с предшествующими периодами ...

«Передышка» и распад Народного фронты
Однако финансовые трудности заставили правительство Блюма объявить «передышку» в осуществлении программы Народного фонта. Казна была пуста. В этих условиях правительству пришлось пойти на девальвацию на 14% французского франка. Левые группы, среди них коммунисты, выдвинули требование «Пусть платят богачи!» Это означало бы переход движе ...

Военное искусство наполеоновских войн. Маршалы наполеоновской империи
26 маршалов Первой империи (1804-1814 гг.) во Франции - это исторический феномен. Появление такого количества военачальников впервые стало возможным благодаря не столько Наполеону, сколько Великой французской революции. Никогда ранее мир не видел столь яркого созвездия военачальников, поднявшихся из народных низов исключительно по своим ...