Историческая информация » Биография и наследие Градовского Александра Дмитриевича » Биография и наследие Градовского Александра Дмитриевича

Биография и наследие Градовского Александра Дмитриевича
Страница 5

Автор является здесь сторонником типа национально-прогрессивного государства, как его отчасти понимали германский философ Фихте старший и наши первые славянофилы, почему он и высказывает свое открытое сочувствие этим направлениям в немецкой и русской литературе. В этих статьях он отрицает единую «всеспасающую цивилизацию», «своекорыстный бездушный космополитизм, и ставить единственными естественными основаниями и целью жизни каждого государства начало народности. Теория национально-прогрессивного государства приводить его к заключению, что слова – «национальность и труд, национальность и творчество, национальность и школа, национальность и свобода должны быть однозначащими». Обращаясь к своему отечеству, он говорит: «Мы твердо верим, что материальная и духовная самостоятельность России имеет общечеловеческое значение. Пусть же она укрепляет в себе эту самостоятельность неуклонною работою над собою, непрерывным обновлением своей внутренней жизни, народною школою, равноправностью, правдою в податях, в суде и в народном хозяйстве».

И в следующем сборнике, в «Трудных годах», мы встречаем те же мотивы о значении национального вопроса, но главный центр авторской проповеди заключается не в этом, а в уяснении политических и общественных событий отечественного дня, в указании на истинные желаемые пути исторического развитая русского народа, в определении значения общественного идеала, в анализ наших домашних недугов и неустройств, которыми страдало отечество в трудные семидесятые годы. Он подробно останавливается на значении интеллигенции в жизни страны и отводит ей главенствующее место, как выразительниц стремлений и желаний своего народа. «Русская земля, – говорит Градовский, – жаждет, как хлеба насущного, настоящих русских людей, которые умели и хотели бы говорить и действовать за всю землю, в которых частные типы нашего общества… слились бы в цельный, всеобъемлющей тип мыслящего, нравственного, трудолюбивого и стойкого русского человека.» Этот русский человек должен преследовать, по его мнению, не социалистические утопии, не увлекаться западничеством, как только подражательною способностью, но стремиться к осуществлению идеалов земского развития своей страны в духе реформы 1861 года.

«Развитие земского начала в нашем управлении, – писал он, – будет наилучшим средством образовать ту разумную и нравственную силу, о которую разобьются все попытки насильственных переделок нашей родины, по каким бы то ни было «шаблонам» и особенно по шаблону социальной демократии…» С укреплением земского начала, согласно его учению, разовьется и наш политический и общественный строй, а с ним вместе культурное состояние народа. Таким образом, отсюда вытекало общее учение о взаимодействии между отдельными индивидуальностями и политическим культурным строем отечества; в частности же, касательно России, являлась настойчивая проповедь о необходимости дальнейшего земского развития, начало которому главным образом положено 19 февраля. «Вот почему каждый, – утверждает он, – кто желает нашего национального развития, должен желать и укрепления и развитая начал, выраженных в знаменательных актах нынешнего царствования, впервые давших известное обеспечение человеческой личности в России.» Непрерывный прогресс национального земского развития с правом свободного его обсуждения и руководством интеллигенцией, как представительницей стремлений и желаний страны – таков его идеал, горячо и настойчиво проповедуемый в статьях восьмидесятых годов. Из такой формулировки политических стремлений вытекают его враждебные отношения и полемика с московской журналистикой, в лице Каткова и Аксакова, а также с Достоевским, – автором Пушкинской речи на юбилейном торжестве в Москве 1880 г.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Феодальное право в странах Западной Европы. Источники
В северных районах Франции применялись нормы обычного права, королевские указы, распоряжения местных властей, а на юге преобладало реципированное писаное римское право. В отличие от обычного права государств континентальной Европы английское обычное право было в своей основе общим для всей страны. Многие из обычаев, которые отвечали ин ...

Коммунистический ответ НАТО. Варшавский пакт
В этом же, 1955, году, 23 октября, совет НАТО принял Германию в свой Союз, а 5 мая того же года ФРГ стала суверенным государством. Эти события нашли свой отклик в Варшавском пакте, который стал своеобразным ответом НАТО. Этот пакт был подписан 14 мая 1955 года. Это был оборонительный союз СССР и семи европейских коммунистических стран; ...

А.Л. Ордин–Нащокин и его мечты о тесном союзе с Польшей
Самый замечательный из московских государственных людей XVII в. царь Алексей создал в русском обществе XVII в. преобразовательное настроение. Ордин – Нащокин – самый блестящий из сотрудников царя Алексея. Он вел двойную подготовку реформы Петра Великого. Он высказал много преобразовательных идей и планов, которые после осуществил Петр ...