Стремления Филиппа IV Красивого установить
протоабсолютистскую систему правления. Гибель Ордена Храма. Процес тамплиеров
как уникальный пример средневекового праваСтраница 2
Сопротивление святых отцов во время Собора было, весьма значительным, и папа под давлением короля Франции настоял на своем, заставив аудиторию молчать под страхом отлучения от церкви. Булла «Vox in excelso» от 22 мая 1312 г. возвестила о роспуске ордена, а согласно булле «Ad providam» от 2 мая вся собственность ордена безвозмездно передавалась другому крупному ордену - госпитальерам.
Вскоре после этого Филипп IV изъял у госпитальеров крупную сумму в качестве компенсации за ущерб казне в время «праведного расследования». По мнению Рида, госпитальеры вынуждены были заплатить королю 310000 турских ливров. Что касается тамплиеров, то в отдельных случаях они, помимо тяжкой епитимьи, были приговорены к различным срокам заключения, в иных же случаях, особенно если братья так не признали вины, их ссылали в монастыри, принадлежавшие другим орденам, чтобы они до конца влачили существование. В большинстве европейских государств владения ордена прибрали к рукам светские правители. В Испании владения ордена перешли к другим орденам, например к ордену св. Марии Монтесской или к ордену Калатравы, куда и вступили бывшие тамплиеры. В Португалии король Дионисий оказался преследовать рыцарей – героев Реконкисты и в 1319 г. основал орден Христа, куда вошли бывшие братья Храма. Их предводители предстали перед папским судом 18 марта 1314 г. и были приговорены к пожизненному тюремному заключению. Гуго де Пейро, генеральный досмотрщик ордена, и Жоффруа де Гонневиль, приор Аквитании, выслушали приговор молча, однако Великий магистр Жак де Моле и приор Нормандии Жоффруа де Шарне громко протестовали, отвергая все обвинения, и утверждали, что их святой орден по-прежнему чист пред Богом и людьми. Король незамедлительно потребовал их осуждения как впавших в ересь вторично, и в тот же вечер они были сожжены на одном из наносных островков Сены, Еврейском острове.[80]
Перед казнью де Моле призвал папу и короля явиться через год на Божий Суд. Климент умер 20 апреля, а Филипп погиб на охоте 29 ноября сего года Возможно он покаялся, вспоминая как во время монетного бунта в париже он спасся в резиденции Тампля.
Ночью из соседнего августинского монастыря пришли монахи с другими набожными людьми и бережно собрали обугленные останки рыцарей, словно святые мощи.[81]
Данте Алигьери считал храмовников невинными жертвами алчного короля Филиппа, а Раймунд Луллий, мистик с Мальорки считал их виновными в ереси. Роковую роль сыграли народные настроения – во-первых страх перед папой и церковным проклятием, во-вторых боязнь перед дьявольщиной и вера в колдовство. Они упали на благодатную почву из обвинений, против ордена, в падении Иерусалима и накоплении богатств.
В последующие века приспешники пап и королей Франции не признавали в этом поступке величайшую несправедливость, а демократы пытались изобразить братьев невинными жертвами тирании. В XVI в. Анри Корнелий Агриппа в трактате «Философия оккультизма» назвал рыцарей колдунами, а Жан Боден, сторонник конституционной монархии считал их маргинальным меньшинством. Во время борьбы протестантов с католиками, первые приводили в пример осуждение тамплиеров, как признак порочности католической церкви. Томас Фуллер и Эдвард Гиббон отмечают, что тамплиерам были присущи стяжательство и дурной нрав. В эпоху Просвещения, в XVII в. тамплиеров стали воспринимать, как волхвов древних оккультных религий. По мнению Питера Партнера в книге «Убитые волшебники» до наших дней в любой работе тамплиерах встречаются обрывки дикой фантазии и предубеждений из XVII века. Главными проповедниками «тамплиеризма» стали франкмасоны, «вольные каменщики», превратившие рыцарей ордена из исторических персонажей в мифических героев, отыскавших древние реликвии и раскрывших великие тайны. По меткому выражению М. Барбера «возникла своего рода небольшая индустрия, за счет которой питаются ученые, историки исскуства, журналисты, издатели и телевизионщики». Питер Партнер заявил, что «тамплиеризм выдуман шарлатанами, чтобы дурачить простофиль».
Мальком Барбер писал:«Когда 14 сентября 1307 г. Филипп IV издал тайный указ об аресте тамплиеров, он оправдывал свою акцию тремя основными причинами: тамплиеры виновны в отречении от Бога и оплевывании креста, в непристойных поцелуях и мужеложстве, а также в идолопоклонстве.
В июле 1308 г. Климент V наконец согласился возобновить судебное расследование, приостановленное в феврале, и 12 августа 1308 г. был выдвинут более полный и систематизированный список обвинений. Он включал 127 статей, которые легко разбиваются на семь основных групп. Во-первых, вступая в орден, неофит отрекался от Христа, а порой и от Пресвятой Девы Марии и всех святых, по требованию тех, кто его принимал, и эти люди утверждали, что Христос — не настоящий Бог, а лжепророк и он вовсе не был распят во имя спасения человечества, но казнен из-за своих собственных прегрешений. А потому у вступавшего не оставалось надежды на спасение души через веру в Иисуса Христа. Затем новичка заставляли плевать на Святое распятие или на изображение Христа, а иногда попирать распятие ногами или мочиться ,на него. Во-вторых, в рассказах об идолопоклонстве тамплиеров особо упоминались кот и голова, и у этой головы иногда было даже три лица. Голове поклонялись как спасительнице и прославляли ее как дающую богатство; она якобы способна заставить деревья цвести, а землю — давать невероятные урожаи. Тамплиеры касались головы или обвязывали ее тонкими веревками, которые затем носили на талии. В-третьих, они не верили в святые таинства, а их капелланы избегали даже произносить святые слова во время мессы. В-четвертых, они считали, что могут исповедаться великому магистру и другим руководителям ордена, которые вправе отпускать им грехи, хотя многие из этих руководителей — миряне. В-пятых, известно, что приоры ордена целуют неофитов в губы, в пупок, в живот, в ягодицы, в спину и пониже спины и что в ордене поощряется мужеложство и подобные отношения даже навязываются новичкам. В-шестых, тамплиеры всегда всеми средствами, законными и незаконными, старались умножить доходы ордена. Пожертвования использовались также незаконно, из них, например, не делалось отчислений в пользу больниц.
Основные особенности и направления колониальной политики Франции в конце XIX века
В связи с переходом капитализма в стадию империализма крайне обострилась борьба за территориальный раздел мира. К многочисленным старым мотивам колониальной политики, сопровождавшейся грабежом, разбоем, работорговлей, обманом, рабовладельческой эксплуатацией и истреблением целых племен и народов, финансовый капитал прибавил борьбу за ис ...
Государственная символика империи
В России первые дворянские гербы появились в конце XVI - начале XVII вв., но широкое их распространение началось на рубеже XVII - XIII вв. после уничтожения местничества. Личные и родовые гербы в Россию проникали вместе с их владельцами из Западной Европы, Литвы и Польши, где геральдические традиции были уже хорошо развиты. Среди русски ...
Революция в Германии и ее поражение.
Социально-экономическое и политическое развитие Германии в 30-40-е годы XIX в. показало, что без устранения унаследованных от средневековья остатков феодализма, без ликвидации политической раздробленности страны дальнейший ее прогресс невозможен.
Либеральная буржуазия германских государств требовала созыва общегерманского парламента и ...