Диссидентское движение.
Диссидентское движение возникло в СССР еще во времена «оттепели» и получило распространение в 60—70-е годы. Оно существовало в форме инакомыслия. Это была единственно допустимая форма сопротивления, поскольку репрессивная машина государства (КГБ, МВД, армия) подавляла малейшие проявления независимой общественно-политической жизни. Инакомыслие в СССР условно можно разделить на несколько течений: национально освободительное, выступавшее за самоопределение народов и создание суверенных государств (украинец Левко Лукьяненко, грузин Звиад Гамсахурдиа, армянин Левон Тер-Петросян и др.); либеральное — наиболее влиятельное и активное, участники которого - Андрей Сахаров, Владимир Буковский, Сергей Ковалев и др. - пропагандировали идею создания свободного общества со смешанной экономикой; религиозное—чрезвычайно пестрое, включавшее баптистов, греко-католиков (Йосип Тереля и др.), участников запрещенных сект, критиков верхушки православной церкви (Глеб Якунин, Василий Романюк и др.); марксистское, или ориентированное на «социализм с человеческим лицом» (Рой Медведев, Петр Григоренко и др.). Наиболее распространенной формой диссидентской деятельности был так называемый самиздат. Изготовление и тиражирование машинописных копий, распространение и тайное хранение произведений были основными занятиями самиздатовцев. Среди авторов самиздата были известные поэты Владимир Высоцкий, Иосиф Бродский, Александр Галич и другие. Идеологическое давление со стороны коммунистического режима, запрещение публикаций в СССР «идеологически вредных» произведений привели к появлению «тамиздата», — авторы нелегально передавали за границу для издания свои произведения. Вслед за Б. Пастернаком за границей издали свои произведения Александр Солженицын, Владимир Войнович и другие. Впервые под псевдонимами вышли за рубежом произведения Юрия Даниэля и Андрея Синявского. КГБ раскрыл настоящие имена «тамиздатовцев» и в феврале 1966 г. над ними состоялся судебный политический процесс. Литераторы получили длительные сроки заключения только за убеждения, выраженные в сатирических строках. В отличие от сталинских процессов, подсудимые не признали себя виновными. Суд над Ю. Даниэлем и А. Синявским положил начало расколу среди советских писателей. В защиту осужденных выступили более 60 писателей, среди которых были Павел Антокольский, Юрий Домбровский, Вениамин Каверин, Юрий Нагибин, Виктор Шкловский, Корней Чуковский и его дочь Лидия Чуковская. Осудили «вероотступников» секретари Союза писателей СССР — Константин Федин, Константин Симонов, Сергей Михалков, Алексей Сурков, Леонид Соболев, Николай Тихонов. В последующие годы власти выслали за пределы СССР небезопасных для режима писателей. Среди них — фронтовиков Александра Солженицына (автора «Архипелага ГУЛАГа»), Виктора Некрасова (роман «В окопах Сталинграда»), Владимира Максимова (роман «Прощание с ниоткуда»). С апреля 1968 г. до начала 80-х годов почти регулярно выходил, несмотря на систематические аресты сотрудников, самиздатовский журнал «Хроника текущих событий». В разное время в издании журнала принимали участие поэтесса Наталья Горбаневская, филолог Анатолий Якобсон, учителя Галина и Илья Габай, биолог Сергей Ковалев. Издателей, распространителей и даже читателей журнала преследовал КГБ. Журнал содержал объективную информацию об арестах, обысках, судебных преследованиях по политическим мотивам, описывал положение политзаключенных в лагерях и психбольницах. (Психиатрия в те годы была одним из средств борьбы против политической оппозиции. Власть объявляла «ненормальными» всех, кто вслух протестовал против тоталитаризма). Признанный лидер диссидентского движения академик Андрей Сахаров назвал этот журнал самым большим достижением движения инакомыслящих. С середины 60-х годов в Советском Союзе активно заявили о себе защитники прав человека. Они добивались, главным образом, соблюдения властями прав и свобод человека, формально задекларированных конституцией «победившего социализма» 1936 г. и брежневской конституцией «развитого социализма» 1977 г. Впервые 5 декабря 1965 г. (день принятия сталинской конституции) небольшая группа диссидентов собралась возле памятника Пушкину в Москве. Самым крамольным лозунгом был «Уважайте собственную конституцию». В деле защиты прав граждан правозащитники действовали открыто, в соответствии с законодательством. Вся их деятельность обычно сводилась к защите конкретных жертв режима. Правозащитники рассылали письма протеста в разные инстанции, предавали гласности факты нарушения прав человека. В условиях информационного вакуума важное значение в сообщении народу правды о положении в стране имели зарубежные радиостанции «Голос Америки» (Вашингтон), «Би-Би-Си» (Лондон), «Свобода» (Мюнхен) и другие. По вечерам граждане имели возможность у радиоприемников получить, несмотря на глушение, правдивую информацию о положении в собственной стране и в мире. После Хельсинкского совещания были попытки объединения активистов диссидентского движения в так называемые хельсинкские группы, целью которых была защита прав человека. Первая такая группа возникла в Москве в мае 1976 г. Ее организаторами были физик Юрий Орлов, рабочий Анатолий Марченко (погиб в 1985 г. в тюрьме во время голодовки протеста), филолог Лариса Богораз и др. Со временем хельсингские группы возникли по всей стране. В ноябре 1976 г. образовалась Украинская хельсинкская группа (писатель Микола Руденко, поэт Василь Стус (погиб в концлагере), журналист Вячеслав Чорновил, юрист Иван Кандыба и др., всего 37 человек). Участники движения боролись за соблюдение обязательств, которые взял на себя СССР, подписав итоговый документ Совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе. Правозащитники добивались совершенно законных вещей и действовали в рамках закона, однако власти нещадно их преследовали. В начале 80-х годов по всей стране состоялись судебные процессы над правозащитниками. Обвинения, предъявляемые им, подгонялись под статьи уголовного кодекса — «антисоветская агитация и пропаганда», «поклепы на советский государственный и общественный строй». Рост диссидентского движения в СССР отражал общий глубокий кризис коммунистической тоталитарной системы.
Союз с Пруссией и
польский вопрос
Договор 31 марта 1764 г. был не нужен России. Этот союз, целью которого было облегчить России ее задачи в Польше, только еще более затруднял их. Новый король Польши хотел вывести свое отечество из анархии путем реформ. Эти реформы не были опасны для России; ей было даже выгодно, чтобы Польша несколько окрепла и стала полезной союзницей ...
Распад Советского Союза
В 1989–1990 гг.
компартии Литвы, Латвии и Эстонии заявили о выходе из КПСС. Во всех республиках начали складываться новые центры власти проводится политика дистанцирования от Москвы.
Уже весной и летом 1990 г.
прибалтийские республики приняли Декларацию о суверенитете. В 1989 г.в стране начались межнациональные конфликты.
Второй эта ...
Понимание исторического текста
Кризис российского общества 90-х годов ХХ века породил, по общему мнению историков, глубокий кризис исторического знания в России. Но в то же время создал для историков новые возможности для дальнейшего совершенствования методологии исторической науки: «ему (историку) неслыханно повезло: ведь он живет в такое историческое время, когда с ...