Символы России - это неотъемлемые атрибуты государственности и суверенитета, отражающие социальное лицо своей эпохи, культурное и духовное состояние общества, его традиции, миропонимание, отношение к власти и т.д.

Разумеется, это были символы самодержавной власти и поэтому они не пользовались популярностью среди революционно настроенных слоев общества, т.к., по их мнению, противоречили нарождающемуся новому миру. Тем не менее, инерция воздействия прежних символов какое-то время существовала вместе с самими символами. И если «Боже, царя храни» сразу же заменили «Марсельезой», бело-сине-красный флаг еще сохранялся как символ демократической республики. Правда, красное знамя пролетариата, известное по «маевкам» уже с начала века, составило ему серьезную конкуренцию.

С государственным гербом оказалось сложнее. В марте 1917 г. собралась Комиссия по делам искусств «для разъяснения вопроса о государственном гербе». Председателем Комиссии был М.Горький, его «товарищами» - А.Бенуа и Н.Рерих. Однако «разъясняли» вопрос самые известные геральдисты России - В.Лукомский, С.Троницкий, Г.Нарбут, а также И.Билибин. Это были люди эрудированные, прекрасные знатоки геральдики. Они не считали возможным до созыва Учредительного собрания решать вопрос о государственном гербе России, но вполне допускали использование до этого времени «во всех предусмотренных законом случаях» двуглавого орла без атрибутов царской власти - короны, скипетра, державы, цепи ордена Андрея Первозванного, св. Георгия Победоносца на груди орла.

В период Временного правительства с двуглавым орлом конкурировала и свастика - бегущий крест, когда-то солярный знак и символ вечности, благополучия, прогресса. По-видимому, именно в этом качестве она «приглянулась» Временному правительству, которое избрало ее вместе с двуглавым орлом и изображением Таврического дворца (где размещалась Государственная дума) в качестве символов новой, демократической России.

В первые месяцы существования Советского государства официально утвержденных символов не было. От двуглавого орла (теперь уже символа бывшего Временного правительства) как государственной эмблемы совсем отказались: новое государство стремилось к принципиально новой символике, олицетворяющей его суверенитет, устройство и принципы политики.

По-видимому, решено было отказаться также и от услуг профессиональных геральдистов, поэтому «геральдическое художество» на первых порах воплощалось в довольно странных формах. Известен, например, рассказ скульптора Н.Андреева об одном из проектов нового государственного герба. На рисунке был все тот же двуглавый орел. Но с выщипанными перьями на крыльях, его головы вместо корон украшали красные звезды, а вместо третьей короны над орлиными головами возвышался красноармейский шлем. В лапах - камень и палка вместо скипетра и державы. Предлагались и другие, не менее фантастические и гротескные варианты герба

Этот период представлял собой определенный этап развития геральдического искусства. В основу была положена особая, как часто ее называют, пролетарская. При помощи подобных эмблем был составлен и первый советский герб.

Помимо городских гербов в сегодняшней жизни утвердился еще один старый символ - бело-сине-красный флаг. В августе 1991 г. решением чрезвычайной сессии Верховного Совета РСФСР он был принят в качестве официального флага России.

Любопытную эволюцию претерпели и музыкальные символы России. Почти 26 лет гимном СССР - РСФСР был «Интернационал». В 1943 г., после роспуска III Интернационала, он стал только партийным гимном. Для гимна СССР было решено использовать музыку «Гимна партии большевиков», записанную А.Г.Александровым в 1939 г. Текст сочинили С.В.Михалков и Г.А.Эль-Регистан. Впервые «Союз нерушимый» прозвучал в ночь на 1 января 1944 г., а с марта 1944 он начал исполняться постоянно. В середине 1940-1950-хх гг. Приняты национальные гимны всех союзных республик, кроме РСФСР, которая получила свой гимн в 1990 г. Им стал «Национальный гимн» («Патриотическая песнь») великого русского композитора М.И.Глинки.

В последние годы общественное сознание повернулось к отечественной истории и памятникам старины. Хотелось бы надеяться, чтобы читатель выработал свой взгляд на такую интереснейшую часть наследия прошлого, как официальные символы России, осмыслить их роль в жизни общества.


Социально-экономическое развитие России в первой половине XIXв.
Продолжалось освоение земель юга Украины и Новороссии, Северного Кавказа, Заволжья, Сибири. По всей стране посевные площади увеличились в 1,5 раза. Ускорилось интенсивное развитие сельского хозяйства. В связи с развитием промышленности, ростом городов и увеличением экспорта менялась структура аграрного производства. расширялись посевы т ...

Упоминание в мифологии и сказках
Хотя данное доказательство нельзя считать достоверным и научным, однако нельзя отрицать факт существования упоминаний в сказках и легендах о драконах. На земле практически нет этносов, не сохранивших в литературе, фольклоре или изобразительном творчестве воспоминаний о гигантских драконах, монстрах и чудовищах. Американским исследовате ...

Гибель Ордена Храма. Гибель Иерусалимского королевства под натиском мусульман. Разрушение Ордена
Политическая деятельность рыцарей Католической Церкви не ограничивалась только Западом - и с Исламским миром Орден установил тесные деловые отношения. Даже сарацины, против которых боролись крестоносцы, оказывали Тамплиерам гораздо больше уважения, чем другим европейцам.[78] Рыцари-храмовники имели сношения даже с Ассасинами, исламским ...