Историческая информация » Социально-экономическое положение белорусских земель во время войны 1812 года » Борьба населения белорусских территорий против французских оккупационных властей

Борьба населения белорусских территорий против французских оккупационных властей
Страница 1

В период войны 1812 года национально-освободительная борьба белорусско-литовского народа против французских оккупационных властей сливалась с массовыми восстаниями крестьянства против местных польских и белорусских помещиков, которые поддерживали сторону Наполеона.

Распространяемые в начале войны агентами Наполеона слухи о том, что он якобы намеревается освободить крестьян, оказались ложными. С первых же дней войны Наполеон показал, что не собирается сдерживать свое обещание.

Если в губерниях центральной России протесты крестьян против помещиков в 1812 году были относительно редким явлением, то для Беларуси этого периода характерным явлением было повсеместное крестьянское движение против помещиков. Уже в самом начале войны белорусские крестьяне вышли из повиновения своим владельцам. В ряде мест начались восстания крестьян.

С разных концов Литвы и Беларуси помещики обращались к наполеоновским властям с просьбами о спасении и защите. Обеспокоенная таким положением комиссия «временного правительства» еще 6 июля 1812 года обратилась к городским, уездным и сельским властям со специальным воззванием, в котором говорилось:

«1. Все крестьяне, жители местечек и деревень, оставившие при проходе войск свои дома, обязаны вернуться в оные и приступить к исполнению земледельческих работ и повинностей.

2. .Все крестьяне и вообще сельские жители обязаны повиноваться помещикам, владельцам и арендаторам имений, обязаны ничем не нарушать собственности, исполнять все предписанные им работы и повинности, исполнявшиеся ими до сего времени» [32, с.79].

Комиссия обязывала местные власти подвергать не исполнявших этого предписания наказанию с применением воинской силы. В специальном воззвании от 7 июля 1812 года к помещикам комиссия «временного правительства» убеждала их сохранить спокойствие и внушить разбежавшимся крестьянам, «сколь необходимо . отправлять предписанные договорами повинности». В заключение комиссия предупреждала, что «формирующиеся жандармские команды будут неустанно содействовать восстановлению полного порядка» [18, с.68].

Наполеоновские власти спешно принимали самые строгие меры к подавлению крестьянских волнений. По распоряжению минского губернатора Брониковского в Минске, Вилейке, Игумене и Борисове были учреждены специальные должности плацкомендантов с приданной им военной стражей. В секретном предписании отдела полиции Минского департамента в Борисовскую подпрефектуру 17 июля 1812 года указывалось, что в тех случаях, где крестьяне, подвластные помещикам, «окажутся непослушными в исполнении обычных своих повинностей, помещики должны обращаться к плацкомендантам своих уездов, которые снабжены инструкцией, как поступать в подобных случаях». В инструкции предусматривалось жестокое подавление крестьянских выступлений силами карательных военных экспедиций [25, с.119]. Однако все меры, принятые оккупационными властями, оказывались напрасными. Крестьянские выступления все больше и больше.

«Временному правительству» в Вильно шли жалобы от помещиков о том, что «крестьяне взбунтовались, не выполняют повинностей, нападают на своих панов» и что они не имеют никакой другой защиты от собственных крепостных, кроме французов.

Организованные по лесам отряды крестьян нападали на помещичьи имения, громили их, уничтожали крепостников. Помещики спешно покидали свои имения и уходили в города, под охрану французского войска. В Вильно «устремились со всей губернии помещики с семьями и прислугою», — писал один историк войны 1812 года [37, с.34]. Особенно сильные волнения крестьян происходили в Витебской губернии. Здесь еще в самом начале оккупации, как сообщал наполеоновский интендант в Витебске маркиз де Пасторе, «был величайший беспорядок, царивший в сельских местностях, в которых тайные агенты революции возмутили крестьян» [47, с.76].

На самом деле восстание не было подавлено и вскоре приняло еще большие размеры. «Помещики со всех сторон,— писал наполеоновский офицер Дедем де Гельдер,— стали обращаться к витебскому губернатору Шарпантье с просьбой прислать охрану для их защиты от крестьян . многие семейства приехали в Витебск, заботясь о своей безопасности» [39, с.2].

Была середина августа, а поля, как крестьянские, так и помещичьи, оставались неубранными. Сам Наполеон вынужден был принимать меры против этого угрожающего для его армии обстоятельства, и по его указанию генерал-интендант французской армии Дюма обратился к интенданту Минского департамента Сольне де Кретелю с приказанием организовать военные отряды, которые занялись бы уборкой.

Крестьяне Березинского кантона, доведенные грабежами и разбоями французских войск до состояния полного разорения, восстали. В рапорте от 1 сентября 1812 года березинский подкомиссар сообщал о том, что, несмотря на все уговоры крестьян повиноваться помещикам, «без острейших средств ничего с ними сделать невозможно, сидят в пущах таборами, допускают злые способы . ладят с военными» [27, с.25].

Страницы: 1 2 3


Роль Меншикова во внутренних преобразованиях Петра Великого. Потеря власти и ссылка
Биография Меншикова так близко соприкасается и даже переплетается с биографией Петра Великого, что нельзя не остановится, на эпизоде его возвращения в Россию. Более полно его таланты раскрылись в административной деятельности. Началась работа в качестве губернатора столичной губернии, сенатора, резидента Военной коллегии. Разумеется, Ка ...

Приоритеты внешней политики Украины на рубеже ХХ-ХХI вв.
1. Конституция Украины о внешней политике государства. Почти 10 лет Украина является полноправным субъектом международных отношений. Конституцией Украины определен общий подход к внешней политике государства (Статья 18). Предусмотрено, что внешнеполитическая деятельность Украины направлена на обеспечение ее национальных интересов и бе ...

Недостатки земского управления в дореволюционной России
В пределах своих полномочий земские и городские органы самоуправления были самостоятельны, но свою деятельность они осуществляли под контролем правительственной бюрократии в лице министра внутренних дел и губернаторов. Закон определял случаи и порядок, в которых их действия и распоряжения подлежали утверждению и контролю правительственн ...