Историческая информация » Древний Рим » Общественный строй Римской империи в период принципата

Общественный строй Римской империи в период принципата
Страница 1

Различия в положении свободных людей, установленные в древний период, исчезают. Верхушку класса рабовладельцев составляли два сословия. Нобили превратились при императоре Августе (I в. до н.э.) в сенаторское сословие, пополнявшееся за счет людей, выдвинувшихся на государственной службе. В сословие всадников вошли достаточно богатое люди (минимальный ценз-400 тыс. сестерций)1, поставлявшие государству ответственных чиновников и офицеров. Как сенаторы, так и всадники происходили из различных частей империи. Управление городами находилось в руках сословия декурионов – как правило, средних землевладельцев[5].

Консолидация господствующего класса облегчила управление огромной империей, позволила правительственной машине с большим успехом выполнять главную политическую функцию–подавления рабов. Уже при Августе интересы рабовладения были ограждены с помощью энергичных мер. Они сводились к предотвращению новых выступлений рабов, к решительному ограничению отпуска рабов на волю, к расширению репрессий против них.

Император Август восстановил, в частности, закон, обрекавший на казнь всех тех рабов, которые находились в доме в момент убийства их господина (на расстоянии окрика) и не пришли ему на помощь.

Между тем экономическое развитие все более определенно указывало на невыгодность рабского труда. Никакой надсмотрщик и никакие наказания не могли заменить экономического стимула. Лишенный самого необходимого, раб делал только то, к чему его непосредственно принуждали, и делал лишь так, чтобы избежать бича. Ни одно усовершенствование на приносило достаточной пользы.

Понимая это, хозяева стали все более широко предоставлять рабам земельные участки-пекулии. Рабы были обязаны отдавать за них определенную долю продукта, обычно половину урожая. Другая половина оставалась в их полном распоряжении. Выгодность этой новой формы эксплуатации была несомненной.

Но для того чтобы она могла получить большее распространение, нужно было дать правовую защиту тем отношениям, в которые волей-неволей вовлекался раб-пекулиант. Старое римское право запрещало ему продавать что-либо на рынке, а между тем без этого он не мог существовать. Право запрещало ему брать взаймы, нанимать скот или сдавать его в наем, покупать что-либо, вступать в договорные отношения вообще. Старое право запрещало рабу заявлять иски в суде и отвечать по искам, предъявляемым к нему самому. Все эти ограничения были несовместимы с ведением самостоятельного хозяйства. Постепенно, хотя и медленно, соответствующие интересы были урегулированы к выгоде владельца пекулия.

Одновременно с тем в Римской империи совершается и другой важный процесс–превращение свободного крестьянина в арендатора-издольщика – колона. Развитие колоната было результатом грабежа крестьянской земли и связанного с этим роста латифундий. Другой его причиной было уменьшение притока рабов из-за границы, явившееся следствием уменьшения военной мощи империи, с одной стороны, и усиления оказываемого ей сопротивления-с другой.

Обязательства колонов носили как денежный, так и натуральный характер. Колонат начался с краткосрочной аренды. Но она была менее выгодна арендодателю. Только длительный срок аренды мог обеспечить его постоянной рабочей силой, породить в колоне желание улучшать землю, возводить постройки и т.п.

Страницы: 1 2


Питание
Анализируя высказывания средневековых мудрецов о еде, можно, во-первых, сделать вывод об отношении наших предков к этому вопросу, во-вторых, узнать какие конкретные продукты они употребляли и какие блюда, из них готовили. В первую очередь можно сделать вывод о том, что в народном сознании проповедуется умеренность, здоровый минимализм: ...

Русская культура XVIII в
В XVIII в. развитие русской культуры было обусловлено коренными социально-экономическими реформами Петра I. В 1725 г. появилась Академия наук в Петербурге, при ней университет и гимназия. В 1755 г. И. И. Шувалов и М. В. Ломоносов основали Московский университет. В 1757 г. открылась Академия художеств. Начали составлять карты, («А ...

Выводы
Город Иерусалим и его окрестности являлись в XI – XII вв. для католиков наиболее значимым центром паломничеств. После Первого Крестового похода отношения с мусульманами резко ухудшились. Неспокойная обстановка в странах Аутремера мешала паломничеству христиан из Европы. Исключительное значение Иерусалима и влияние мусульманской традици ...