Историческая информация » Эволюция колониальной политики германской империи в 1871-1914 гг. » Колониальная политика императора Вильгельма II (1888-1914 гг.)

Колониальная политика императора Вильгельма II (1888-1914 гг.)
Страница 8

«Эра Денбурга» была попыткой германского финансового капитала обеспечить себе в колониях получение монопольных прибылей. Его политика имела целью полную монополизацию потенциальных рынков сбыта и колониальных источников сырья в интересах финансовой группы, объединяющей Берлинское торговое общество, его дочернюю фирму Ленц и КO и Всеобщую компанию электричества (АЭГ).

Усиленное строительство железных дорог во всех четырех африканских колониях осуществлялось в значительной мере Германским колониальным железнодорожным строительным и эксплуатационным обществом Денц и К.O Одним из основателей этого дочернего предприятия Берлинского торгового общества наряду с К. Фюрстенбергом и В. Ратенау был Блейхрёдер, а в наблюдательный совет входили директор фирмы Круппа фон Боденхаузен.

В Германской Юго-Западной Африке железнодорожное строительство, ориентированное на эксплуатацию природных ресурсов этой колонии, вело Горнорудное и железнодорожное общество Отави. Оно возникло в 1900 г. на основе договора об эксплуатации месторождения меди вблизи Отави. Заключенного Учетным обществом с двумя английскими фирмами. Общество Отави построило железную дорогу от своих рудников до побережья и в 1910 г. продало её государству. В делах Горнорудного и железнодорожного общества Отави были заинтересованы Учетное общество, Немецкий банк, Блейхрёдер АЭГ (28; с. 215).

Когда в 1908 г. недалеко от бухты Людерица (Юго-Западная Африка) были обнаружены алмазы, Б. Денбург передал эксплуатацию этого месторождения Германскому колониальному обществу Юго-Западной Африки, за которым стояли Учетное общество, Дрезденский банк, Немецкий банк, Берлинское торговое общество и Блейхрёдер (28; с. 216).

Строительством главной железнодорожной линии Германской Восточной Африки Дар-эс-Салам – Табора занималось дочерняя фирма Немецкого банка, Учетного общества и других банков.

В 1906 г. было образовано Железнодорожное общество Камеруна, в основании которого участвовали группа крупнейших германских банков (в неё не входили Немецкий и Дрезденский банки) и банкирских домов (59; с. 17-18).

После ухода Б. Денбурга в отставку в 1910 г. влияние берлинского торгового общества на экономическую политику в колониях заметно сократилось. Но германские колонии продолжали оставаться доменом финансового капитала, а также небольшого числа колониальных, торговых и плантационных обществ, таких как Германо-Восточноафриканское общество, Германо-Западноафриканское торговое общество, Западноафриканское плантационное общество Виктория, Общество Северо-Западного Камеруна и др. Колониальные и заморские компании, являвшиеся дочерними предприятиями мощных финансовых групп или тесно с ними связанные, были активными сторонниками и проводниками колониальной экспансии (28; с. 216).

Во влиятельных кругах империи вынашивались грандиозные планы создания «Срединной Африки» - соединения германских колониальных владений, расположенных на побережьях Атлантического и Индийского океанов путем овладения португальскими колониями и хотя бы частью территории Бельгийского Конго (59; с. 19).

Во время второго марокканского кризиса Германия получила часть территории французского Конго, которая была присоединена к германскому Камеруну (30; с. 265).

В 1911 году по договору с Францией, Германия получила прирезку к Камеруну. В общем, африканские колонии, составлявшие 90,76 % всех ее колониальных владений, занимали площадь почти в пять раз большую метрополии. Австралийские (в Океании) колонии Германии составляли 9,22% азиатские – всего 0,02 % ее колониальных владений (33; с. 240).

Даже по официальным сильно заниженным данным, Германия держала в колониях Африки к 1912 г. отборную и вооруженную до зубов 10-тысячную армию. Германские империалисты любой ценой хотели удержать африканскую добычу (61; с. 85).

За последние годы перед первой мировой войной импорт Германии из-за границы на 4/5 состоял из всякого рода сырья и полуфабрикатов, которые поглощали ее ненасытные фабрики и заводы. В 1910 году германский ввоз состоял на 56,9 % из сырья, на 27,8 % из пищевых продуктов и только на 15,3 % из готовых фабрикатов; сырье и пищевые продукты, вместе взятые, составляли, таким образом, 84,7% всего импорта. Вместе с тем все большая и большая доля фабрикатов потреблялось внутри самой страны. Экономисты вычислили, что если иметь в виду массу ввозимого Германией сырья (не считая продуктов тропических стран), то для производства этого сырья внутри страны Германия должна была обладать вдвое - втрое большей территорией.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


«Дубина народной войны»; изгнание французов.
Москва была окружена плотным кольцом партизанских отрядов, выделенных Кутузовым из состава армии. Вместе с ними действовало множество крестьянских партизанских отрядов. Развернулась «малая война». Первым, кто обратился к Кутузову с просьбой послать его в тыл противника с небольшим отрядом, был подполковник гусарского полка поэт Денис ...

Трудности и противоречия НЭПа
Административно-командная система, сформировавшаяся в 30-е годы, зародилась в рамках нэповской экономики. Она, с одной стороны, продолжала традиции «военного коммунизма», но с другой — зрела в рамках самого нэповского общества. Каким же образом из нэпа, с его демократическим потенциалом, ориентацией на личный интерес и т. д., вырастает ...

Столыпинская аграрная реформа 1906-1917гг.
[П.А.Столыпин (1862-1911гг) - премьер-министр в 1906-1911гг, министр внутренних дел] Цели: - привлечь на сторону режима широкие слои крестьянства - разрушить сельскую общину - не затронуть интересы помещиков - поднять уровень сельского хозяйства страны Подготовка проекта реформ фактически началась с Совещания о нуждах сельскохозяйс ...