Разоружение, система мероприятий, осуществление которых должно привести к полному уничтожению или существенному сокращению средств ведения войны и созданию условий для устранения угрозы её возникновения. В современных условиях в связи с наличием в мире ядерного и других видов оружия гигантской разрушительной силы, разоружение стало важнейшей международной проблемой, требующей безотлагательного решения.

Идея разоружения, как действенного средства против вооружённых конфликтов и войн существует издавна. Однако в обществе, разделённом на антагонистические классы, эта идея использовалась правящими классами для политического маневрирования, военного ослабления противников и сокрытия мер по наращиванию собственного военного потенциала. Отдельные двусторонние или многосторонние соглашения об ограничении использования вооружённых сил не могли остановить рост милитаризма, который как сложившаяся система экономики, политики и идеологии достигает наивысшего развития после перерастания домонополистического капитализма в империализм. Призывы к ограничению вооружений, содержавшиеся в некоторых выступлениях буржуазных государственных деятелей, международных актах и постановлениях (Гаагские конференции мира в 1899 и 1907, "14 пунктов" президента США Т.В. Вильсона, Устав Лиги Наций), приводили лишь к распространению пацифистских иллюзий.

Только после возникновения Советского социалистического государства, а в дальнейшем и других социалистических государств, в основе внешнеполитической деятельности которых лежит борьба за мир между народами, стали создаваться реальные предпосылки для решения проблемы разоружения. "Разоружение, - по определению В.И. Ленина, - есть идеал социализма"[1]. Уже на Генуэзской конференции 1922 советская делегация предложила провести всеобщее сокращение вооружений. В последующие годы Советское правительство неоднократно выдвигало предложения, как о всеобщем, так и о частичном разоружении в ходе двусторонних и многосторонних переговоров, в различных комитетах Лиги Наций, на сессиях подготовительной комиссии Лиги Наций к конференции по разоружению в 1927 и 1928, на Женевской конференции по разоружению 1932-1935 годов. После 2-й мировой войны 1939-1945 г. в Устав ООН в значительной мере благодаря усилиям Советского Союза были включены положения о разрешении разногласий между государствами - членами ООН мирным путём, об отказе членов ООН от угрозы использования или использования силы в международных отношениях, а также специальные положения, касающиеся разоружения (статьи 11, 26, 47). Таким образом, разоружение стало общепризнанным принципом международного права. Однако империалистические силы сразу же по окончании войны приступили к форсированию гонки вооружений (её опасность многократно возросла с созданием ядерного и термоядерного оружия, сверхзвуковых реактивных самолётов, баллистических ракет и других новых видов боевой техники), к развязыванию "холодной войны".

В этих условиях Советское правительство, поддерживая на должном уровне обороноспособность СССР, одновременно настойчиво добивалось совместно с правительствами других стран, входящих в сложившуюся в послевоенные годы мировую систему социализма, ограничения гонки вооружений и создания предпосылок для осуществления частичного, а затем и полного разоружения.

Проблему разоружения рассматривало, как углублённо, так и поверхностно большое количество учёных и политиков. В их число входили Н.М. Никольский, Б. Броди, В.М. Хайцман, Е.Ю. Зубкова, а так же великий политик и партийный лидер В.И. Ленин и другие не менее знаменитые личности.

Страницы: 1 2


Аравия в раннее средневековье. Политическая ситуация
Международное положение Аравийского полуострова в первые века новой эры в значительной мере определялось его географическим положением и местом в мировой торговле. Торговые пути, соединявшие Восток и Запад того времени, проходили через территорию Аравии и привлекали к ней внимание могущественных соседей, сначала Рима и Афин, затем Визан ...

Россия в 1917—1920-х гг. Национальная политика Советского государства
В 1917 г. В. И. Ленин сформулировал новую схему национально-государственного устройства. Особое место в этой программе занимали финскийи польский вопросы. Процесс создания единого государства развивался по двум направлениям: 1) создание автономий; 2) предоставление республиканского суверенитета. Многие народы получили автономию дву ...

Экономическая политика
Поскольку темпы промышленного Развития Великобритании в 20-е гг. были низкими, в стране не произошло такого обвального спада производства, как это имело место в США или Германии. Тем не менее сокращение производства было достаточно серьезным, чтобы в стране сформировалась устойчивая массовая безработица. Протекционизм и государственная ...