Духовные аспекты первобытного общества.

Духовное развитие первобытных людей ярче всего выражено в искусстве. Произведения искусства малых форм исполнялись с помощью резца, скребка. Гравюра и барельеф на стенах пещер производились грубыми резцами. Для нанесения росписи на стены пещер применялись краски естественного происхождения. Чаще всего использовалась железистая охра, которую прокаливали на огне, затем растирали. Черная краска добывалась из двуокиси магнезии. Связующим материалом, скорее всего, был жир животных. Краска наносилась пальцем или, палочкой, возможно кистью, которой мог служить пучок шерсти. Использовались иногда естественные рельефы в пещерах, когда выступы и впадины на стенах пещер путем небольшой подправки превращались в фигуры животных или людей.

Основную массу сюжетов составляют изображения животных, главным образом крупных травоядных: лошади, бизоны, мамонты, козлы, благородные олени, лани, реже хищники – лев, медведь, волк, рысь. Среди антропомофных изображений преобладают женские. Ярчайшими образцами живописи палеолита являются росписи в пещерах Ляско, Альтамира, (Испания) Ля Мадлен, Комбарель,(Франция) Каповой (Россия) и многих других. На стенах пещер разворачиваются композиции, для которых свойственен уже динамизм, полихромность в изображении животных. Еще раньше зародилась скульптура, появились "Палеолитические Венеры", символизировавшие силы плодородия. Земледельческое население оставило богатейшую каменную и глиняную скульптуру и росписи стен домов и святилищ. Изобразительное творчество развивалось одновременно с танцем и музыкой. Многочисленные флейты - костяные трубки с отверстиями – обнаружены на палеолитических стоянках. По-видимому, были всевозможные дудки, гуделки, свистки, трубы, щипковые инструменты, прототипом которых была, вероятно, тетива лука. Музыка, танец, изобразительное творчество служили основой для театрализованных представлений, постановки мифа.

В палеолите уже зарождается мифологическая картина мира – целостное видение мира, оформленное в предпочтениях, культах, ритуалах, верованиях и знаниях.

В неолите структура мира проявляется в образе мирового дерева. Это и действительно изображение дерева или столба, и условная вертикальная композиция, разделенная на 3 части. Появляются мифы, объясняющие смену дня и ночи (лошадь и бык), жизнь и смерть (созданы сложные погребальные ритуалы). Развиваются мифы о сотворении мира: из яйца (Финляндия, Скандинавия, Карелия), из земли, добытой уткой (Урал, Сибирь). Мифология вплетена в мировозрение людей, бывшее религиозным.

Религиозные представления появляются, по археологическим данным, по крайней мере в мустьерскую эпоху. Об этом говорят неандертальские погребения и так называемые “медвежьи пещеры”. Общность же членов коллектива была осознана в форме тотемизма – веры в глубокое тождество всех членов того или иного первобытного коллектива (чаще всего рода) с особями одного определенного вида животных, позже растений.

В палеолите появляется и магия – вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения, явления природы, а также и сами эти действия. Плитки, гальки с насечками, орнаментом, охрой подтверждают, что магия была древнейшей формой религии.

Начал складываться культ природы, олицетворяющийся в образах духов животного и родственного мира, земных и небесных сил. На почве возрастных инициаций складываются раннеплеменные культы с главным объектом этого культа – образом духа – покровителя инициаций, в дальнейшем – племенного бога. С развитием земледелия усложняется промысловый культ, появляются особые Бог неба и божества стихий, формируется культ умирающего и воскресшего бога плодородия. Прежняя мать – прародительница становится Великой Богиней. Характерной чертой различных воззрений раннеземледельческой эпохи был антропоморфный облик духов и божеств.

Усложняется культовая практика. У развитых охотников и рыболовов возникают огромные святилища у наскальных изображений. На равнинах сооружаются святилища, подобные британским хенджам, аллеям менгиров, ронделам в Центральной Европе. У земледельцев выделяются храмы типа Чатал-Гуюка, Песседжик-Депе, святилище с бычьими рогами в Тель-Асваде, храмы Эриду и Тепе-Гавра убейдского периода. В них совершались обряды, хоронились священные изображения, маски, иногда в них хоронили людей с высоким статусом. Появление таких святилищ является свидетельством зарождения касты жрецов.

Архитектура, живопись, скульптура, аккумулируя достижения прошедших времен и обеспечивая новые потребности общества создали условия для будущего расцвета искусства. Человечество подошло к цивилизации.


Внешняя политика России в период правления Александра II
В результате поддержки Турции, Россия добилась отмены запрета держать военный флот на Черном море и строить там военные корабли. С этого момента на первый план выдвигается восточный вопрос, обострившийся из-за удачного продвижения России в Средней Азии в 1860—1870-х гг. Так, в 1868 г. Россия поставила под свой контроль Кокандское ханст ...

Декабрьское вооруженное восстание в Москве
В ноябре-декабре 1905 года революционное движение достигает своей высшей точки. К декабрю 1905 года в стране насчитывалось уже 48 советов, 77 % всех членов которых составляли рабочие. При каждом совете имелись вооруженные отряды, а при некоторых - даже судьи. 21 ноября возник Московский Совет рабочих депутатов, в котором совместно дейст ...

Анализ статьи
Тридцатилетнее правление Николая I стало эпохой в истории России. Здоровье и энергия императора казались современникам несокрушимыми. Поэтому его внезапная смерть 18 февраля 1855 г., в разгар Крымской войны, стала совершенно неожиданной не только для народа, но и для его ближайшего окружения. Все это породило необычайно устойчивую леген ...