Государственная повинность

Глава военного ведомства исходил из принципа содержания в мирное время мобильной и компактной армии, способной в условиях войны быстро развернуться во всю мощь. Милютин не только добился сокращения срока службы солдат, улучшения условий их жизни, отмены "смертобойных шпицрутенов", улучшения боевой подготовки. Он заменил рекрутские наборы всесословной воинской повинностью. Устав о воинской повинности, законодательно подытоживая затянувшуюся на десятилетие военную реформу, был важным и более чем своевременным шагом на пути модернизации русской армии. По этому закону, воинскую повинность должно было отбывать все мужское население, достигшее 21 года. Без различия сословий. Поступление на службу определялось жребием - "вытянувшие номер" шли на военную службу. Остальные зачислялись в ополчение. Срок службы определялся в 15 лет. Из них - 6 лет действительной службы, 9 - в запасе. Полностью были освобождены от службы духовенство, врачи и преподаватели. Отсрочка давалась для завершения образования и по имущественному положению. Предусматривались льготы и по семейному положению, например, для единственного сына. Правда, новобранцев для прохождения службы предпочитали отправлять в отдаленные от их родных мест края Империи. Причем объяснялось это некими туманными соображениями "безопасности" и "внутреннего спокойствия". Милютину подобная практика претила и с нравственной, и с деловой точек зрения. В своих воспоминаниях он писал: "Каждому солдату понятна необходимость обороны государства в пору войны, чтобы отстоять целость и неприкосновенность родины от посягательств врагов, поэтому ему понятно будет тогда отправление хотя бы и на самую далекую окраину, чтобы дать отпор врагам. Но когда его среди глубокого мира отрывают от места родины и забрасывают на край света для мирной службы в таких же войсках, какие расположены на месте его родины, он не может смотреть на это иначе, как на акт недоверия к нему или как на тяжелую государственную повинность".

Милютин радикально реорганизовал военное министерство, сократил его аппарат почти на тысячу человек и даже добился сокращения канцелярской переписки на 45%! Достижение в российской бюрократической практике беспрецедентное. При Милютине были созданы военные округа и реорганизована система управления войсками в военное время. Войска перевооружили нарезным стрелковым оружием. Были разработаны и введены новые воинские уставы. Были учреждены юнкерские школы, а кадетские корпуса заменены военными гимназиями. По мнению Милютина, воспитание, основанное на строжайшей дисциплине, дает плоды лишь в зрелом возрасте, а обучение детей, независимо от их призвания, военной службе "скверно отражается на качестве офицеров, сплошь и рядом не имеющих склонности к военному поприщу".


Предпосылки, ход и особенности образования централизованного государства на Руси
Тенденции к объединению русских земель в единое государство стали складываться еще в начале XIII в. Однако в 30-х годах XIII в. объединительный процесс был прерван татаро-монгольским нашествием и понадобились многие десятилетия, чтобы вновь стали складываться условия для возобновления объединительного процесса, потребность в котором воз ...

СССР в годы "перестройки" 1985-1991гг.
Предпосылки реформ: 1. Экономические: - советская экономика окончательно утратила динамизм - произошло падение темпов роста в промышленности и производительности труда - большой удельный вес военных расходов в бюджете - началось снижение уровня жизни населения 2. Политические: - неэффективность советской бюрократической системы - ...

СССР во второй половине 1940х-начале 1950х гг.
В сентябре 1945г а СССР было отменено чрезвычайное положение и упразднен ГКО. В марте 1946г Совнарком был преобразован в Совет министров, а наркоматы - в министерства. В октябре 1952г на XIX съезде ВКП(б) была переименована в КПСС. Политбюро преобразовалось в Президиум ЦК. Первоочередной задачей послевоенного времени стало восстановле ...