Новые тенденции культурной жизниСтраница 1
Реформы, начатые партийным руководством во главе с М.С. Горбачевым в 1985г., оказали огромное воздействие на все отрасли культуры. Решающее значение имела политика гласности, а также смягчение или частичный пересмотр некоторых постулатов официальной идеологии. Классовый подход с его идейной непримиримостью постепенно вытеснялся приоритетом общечеловеческих ценностей и «социалистического плюрализма» мнений. Ослабление цензуры вызвало бурный поток публикаций на ранее запретные темы. На первый план выдвинулись обсуждение и осуждение «деформаций социализма», которых накопилось немало за 70 лет существования советской власти. Быстро росли тиражи журналов и газет. Периодика оказывала громадное влияние на общественное сознание. Постепенно процесс расширения гласности стал выходить из берегов, заданных партийными реформаторами. Антисталинский критический заряд публицистики перерастал в антикоммунистический. Идеологии перестройки был нанесен серьезный удар. [3, с. 444]
Произошел поворот в политике в области литературы и искусства. В этом отношении заметным событием стал V съезд Союза кинематографистов, состоявшийся в мае 1986г., на котором впервые прозвучала публичная критика государственного вмешательства в творческий процесс и благодаря которому была отменена практика утверждения сценариев и получения санкции Госкино на выпуск фильмов в прокат, а в последующие два года государственное управление кинопроизводством и кинопрокатом было почти полностью свернуто. Культурно-информационное пространство расширялось. Массовый читатель получил доступ к литературе, которая годами находилась в «спецхранах». За два-три года «толстые» литературно-художественные журналы вернули читателям десятки произведений ранее запрещенных авторов. Перестройка принесла большие перемены в международные контакты СССР. Противостояние двух систем постепенно уходило в прошлое, падение Берлинской стены в 1989г. символизировало конец «холодной войны». «Железный занавес», отделявший страну от внешнего мира, исчез, как и идеологические фильтры, контролировавшие информацию извне. Массовая западная культура потоком хлынула в СССР, осваивая новый рынок. Расширялся культурный обмен. Налаживались отношения с русским зарубежьем, хотя этот процесс шел нелегко. В отличие от западной общественности, бывшие советские граждане, эмигранты «третьей волны», настороженно отнеслись к перестройке. Нестабильность политической и экономической ситуации и упрощение процедуры выезда из страны привели к новой волне эмиграции из страны, которая носила преимущественно национальный характер (еврейская и немецкая эмиграция). В годы перестройки углубился процесс размежевания интеллигенции. Многие ее представители поддержали реформаторский курс партии. Властителями дум стали журналисты и ученые, авторы ярких публицистических статей Г. Попов, И. Клямкин, В. Селюнин, Н. Шмелев. Большой общественный резонанс имел публицистический сборник «Иного не дано», вышедший в 1988г. под редакцией Ю.Н. Афанасьева. Из научной среды вышли многие политические деятели. Другая часть интеллигенции находилась в оппозиции курсу Горбачева. Манифестом ортодоксально-коммунистического течения прозвучала статья преподавателя ленинградского вуза Н. Андреевой «Не могу поступиться принципами», опубликованная в газете «Советская Россия» в марте 1988г. Среди лидеров национально-патриотического течения оказались известные писатели В. Солоухин, В. Белов, В. Распутин, Ю. Бондарев. Они выступали против «вестернизации» страны и констатировали наличие «гражданской войны» в литературе.[3, с. 446]
Идейные и политические разногласия раскололи некогда единые творческие союзы. Из парадных казенных мероприятий съезды творческой интеллигенции превратились в острые дискуссии. Появлялись новые творческие объединения и коллективы. Курс на демократизацию предполагал расширение самостоятельности трудовых коллективов. Научные лаборатории и институты, вузовские кафедры, театральные коллективы получили право выбирать руководителей. В годы перестройки кардинально изменилось отношение государства к религии и церкви. Перелом произошел в 1988г., когда Русская православная церковь отмечала 1000-летие крещения Руси. Началось восстановление закрытых за годы советской власти монастырей и церквей. Были сняты запреты на религиозное обучение, распространение религиозной литературы и предметов культа.
История
Современный собор возведён на месте деревянного собора, построенного в 1753—1756 годах в слободе Измайловского полка по проекту неизвестного архитектора. Строительство осуществлялось на личные средства императора Николая I в 1828—1835 годах по проекту архитектора В. П. Стасова. Собор был торжественно открыт 25 мая 1835 года. На то время ...
Зарождение и развитие направления история
повседневности в западной и отечественной исторической науке
История повседневности сегодня является очень популярным направлением исторического и вообще гуманитарного знания. Как отдельная отрасль исторического знания была обозначена относительно недавно. Хотя основные сюжеты истории повседневности, такие как быт, одежда, труд, отдых, обычаи, в отдельных аспектах изучались давно, в настоящее вре ...
Основные причины крестовых походов
Кресто́вые похо́ды — серия военных походов западноевропейских рыцарей, направленных против «неверных» — мусульман, язычников, православных государств и различных еретических движений. Целью первых крестовых походов было освобождение Палестины, в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним), от турок-сельджуков, однако поздне ...