Так продолжалось до начала XXI века, когда металлургическая наука, наконец, смогла найти объяснение самых известных Дамасских рисунков.

Существует две основные группы узоров дамасской стали и каждый имеет огромное количество вариаций, один с содержанием углерода менее 0.8% углерода и другой с содержанием более 0.8%. Разное содержание углерода производит различную микроструктуру, когда сталь откована и протравлена. Недавние исследования показали, что образование узора в стали, с содержанием углерода более 0.8% вызвано микроскопическим наличием некоторых модифицирующих элементов.

В процессе продолжительной холодной ковки, фазы этих микроструктур упорядочивались в стали. После протравки эти фазы проявлялись как темные линии или нити видимые невооруженным глазом, образуя Дамасский узор. Пока современное лабораторное оборудование не смогло обнаружить эти модифицирующие элементы в микроскопических количествах, никто не мог предположить, что это ключевой момент в создании дамасского узора.

Но не будем забывать о том, что индийские металлурги умели производить такую сталь уже, по меньшей мере, в I (а, по некоторым данным даже в III) тысячелетии до н.э.! И мы говорим о секрете стали, который, даже в наш индустриальный век и при таком огромном интересе к проблеме выдающихся ученых современности, смогли разгадать лишь сравнительно недавно! Как же тогда и главное: откуда древнеиндийские мастера могли получить такие высокотехнологичные знания?

В древнеиндийских литейных мастерских процесс изготовления вутца - слитка высокоуглеродистой стали происходил примерно таким образом.

Железная руда и древесный уголь смешивались и нагревались примерно до 1200°С в каменном горне. При этом железо восстанавливалось (освобождалось от кислорода) вследствие реакций с углеродом древесного угля и образовывало губчатую массу.

Примеси "выжимались" из губчатого железа ковкой. В результате получался кусок сварочного железа с низким содержанием углерода. Эти куски железа науглероживали, нагревая их вместе с древесным углем в закрытом глиняном тигле, предотвращавшем вторичное окисление железа. При появлении хлюпающего звука в тигле, свидетельствовавшего об образовании некоторого количества расплава, тигель подвергали медленному охлаждению, оставляя его в остывающей печи.

Индия вела широкую торговлю вуцем в виде слитков диаметром около 8см. Кузнецы Среднего Востока ковали из этих слитков дамасские клинки после их нагрева до 650 - 850°С. В этом интервале температур сверхвысокоуглеродистые стали становятся пластичными. Готовые клинки закаливали путем нагрева и быстрого охлаждения в воде, рассоле или другой жидкости.

Булат (дамасская сталь) являлся продуктом естественной кристаллизации стали, получаемой при соединении железа с углеродом. Сущность образования булата заключалась в насыщении сплава большим количеством углерода (около 1,3 - 1,5%). В условиях медленного охлаждения образовывалось и находилось в некотором излишке соединение железа с углеродом - так называемый цементит, который не растворялся, как это бывает в обычной стали, а оставался в железе как бы во взвешенном состоянии.

Прослойки цементита как бы обволакивались медленно стынущим мягким железом. Поэтому при высоком содержании углерода, что придает металлу твердость, булат сохраняет высокую вязкость, упругость, которой лишена обыкновенная сталь. Из-за наличия прослоек хрупкого цементита отковка булата должна производиться крайне осторожно, ударами легкого молота, с многократным нагреванием до критической температуры - до температуры красного каления, переход за которую ведет к потере булатом своих основных свойств и характерного рисунка. Процесс изготовления булата был очень трудоемким, длительным и требовал высокого искусства.

Уже в наше время, златоустовские металлурги вновь попытались воскресить технологию производства булата. Сложны и длительны были эти поиски, но узорчатая сталь вновь была получена, хотя полностью повторить аносовский булат не удалось. Легендарная упругость клинков достигнута не была.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18


Основные черты культуры раннего средневековья
Основными чертами Раннего Средневековья являются процесс формирования европейской общности народов, складывание феномена западноевропейского христианского типа культуры на основе повсеместного распространения христианства. Укрепление и распространение христианства. Христианство возникло в условиях тяжелого социально-экономического криз ...

Восток и Запад к началу Нового времени
К XVI в. Восток и Запад подошли в состоянии перманентной конфронтации. Начавшееся еще в VIII–IX вв. противоборство ислама и христианства приняло характер военно-религиозной борьбы между двумя цивилизациями, особенно в регионе Средиземноморья. Крестовые походы XI–XIII вв., познакомив Европу с мусульманским Востоком, его культурными и про ...

Даты.
862 г - призвание Рюрика, Синеуса и Трувора 882 г - захват Киева Олегом 907 г - поход Олега на Византию 911 г - еще один 988 г - официальное принятие христианства как государственной религии 989 г - новгородская София 996 г - Десятинная церковь 1016 г - правда Ярослава 1024 г - восстание в Суздале 1036 г - Спасо-Преображенский ...