Князь Дмитрий Иванович (1359-1389)Страница 2
«Басурманин Ахмат уже приближается и христианство губит; ты пред ним смиряешься . Убойся же и ты, пастырь! Не от твоих ли рук взыщет Бог эту кровь? Может, ты опять скажешь, что мы находимся под клятвою прародительской не поднимать руки на царя? Но мы благословляем тебя идти на Ахмата не как на царя, но как на разбойника, хищника, богоборца . Какой пророк, какой апостол или святитель научил тебя, великих Русских стран христианского царя, повиноваться этому богостыдному, оскверненному, самозваному царю? Не только за наше согрешение, но особенно за отчаяние и маловерие попустил Бог на твоих прародителей и на всю землю Русскую окаянного Батыя, который пришел, разбойнически попленил нашу землю, поработил нас и воцарился над нами!»
Идея царя-поработителя была неприемлема и опасна для Ивана III. Призыв же пролить собственную кровь за Отечество выглядел в его глазах дико. Как только Угра покрылась льдом, он велел отступать на Кременец, вызвал панику, побежал еще дальше . Русь спас еще больший страх Ахмата, простоявшего на Угре после ухода русских до начала ноября. Чтобы сохранить воинство, Ахмат бросился на земли своего лживого союзника Казимира и ограбил их, но по возвращении не смог закрепиться в разоренном русскими, ногайцами и крымчаками Сарае. Вскоре Ахмат был зарезан тюменским ханом, известившим об этом Москву и одаренным. Ордынское иго пало окончательно. Отказавшись от подчинения, царю татарскому, Иван III обязан был занять место суверенного, никому не подвластного государя, по-русски царя, на западный манер — цесаря или императора. Так он и поступил, именуя себя в сношениях с соседями «царем всея Руси», «великим государем Русской земли», наконец, «царем и самодержцем всея Руси». Западные государи не отказывались признавать за Иваном императорское достоинство: проблема была в русских, с большим трудом приучавшихся видеть в своем князе самодержца, то есть, по мнению Ивана, лишь Богу подотчетного владыки, совершенно бесконтрольно распоряжавшегося жизнью, свободой и имуществом подданных. Иван III добился того, что одно появление его наводило трепет; что женщины падали в обморок от его гневного взгляда, а придворные раболепно стояли вокруг задремавшего царя, не смея шевельнуться или кашлянуть. Самодурство было непременным условием такого воспитания окружения. Иван мог сковать цепями и морить в тюрьме сына, венчать на царство, а потом гноить в узилище внука, по малейшему подозрению рубил знатнейшим людям руки, ноги и головы. Людей публично засекали кнутом до смерти, жгли живьем в клетке. К концу царствования на Руси запылали на кострах «еретики», осмелившиеся думать о «самовластии души», равенстве народов и вер: ведь духовенство, требовавшее их «жечь и вешать», утверждало близкую Ивану мысль, что «царь своим естеством подобен всем людям, а властью подобен вышнему Богу». Кровожадность и сумасбродность не заменяли, конечно, внешних признаков державного достоинства. Прежде всего следовало заново отстроить совсем обветшавший Успенский собор: подобно Владимирскому, но обязательно больше того. Знаменитый болонский мастер Аристотель Фиораванти, ознакомившись с русскими традициями и с помощью русских мастеров, возвел стоящий доныне Успенский собор в 1479 г. Затем был окончен и освящен Благовещенский собор, игравший роль домового храма государя, и церковь Риз Положения. Последним из великих храмов, окруживших Ивановскую площадь Кремля, стал заново построенный миланским зодчим Алевизом Новым Архангельский собор.
Храмам должен был соответствовать роскошный каменный дворец, расположившийся между Успенским и Благовещенским соборами и далее вдоль набережной к Боровицким воротам. Под руководством венецианца Марко Руффо стали расти на высоких сводчатых подвалах (подклетах) «великие» палаты, самая знаменитая из которых выступает на площадь с Красным крыльцом и снаружи украшена граненым камнем, потому и именуется Грановитая. Дворец и соборы были обрамлены новым каменным Кремлем, прочно и красиво возведенным итальянскими и русскими мастерами. Окружность его составила более 2 километров, под башнями устроены были хитрые тайники, в которых прятали сокровища. По примеру Ивана III и другие люди, например митрополит, стали строить себе каменные палаты, хотя на Руси от веку было ведомо, что жить в деревянных домах полезнее для здоровья. Поэтому деревянные терема для государя тоже поставили — позади дворца. Роскошь царского двора требовала мастеров — и их призывали из Италии, Германии, Греции. Итальянцы Петр и Яков Дебосис лили пушки. Рудокопы Иоганн и Виктор нашли серебряную руду: в Кремле стали чеканить монету из русского серебра. Аристотель Фиораванти оказался не только архитектором и инженером, но мастером лить пушки и колокола, чеканить монету. Иван III платил ему изрядно, однако, когда мастер попросил отпустить его на родину, -- попросту заточил. Государь был оскорблен поведением своего «раба» и отобрал у него заработанное. Хорошо хоть не убил: лекарю Леону из Венеции, не сумевшему вылечить смертельную болезнь сына, Иван III отрубил голову, а немецкого доктора Антона, не излечившего татарского князька Каракучу, приказал зарезать на льду Москвы-реки, как овцу, хотя татары его простили . Иван III велел торжественно венчать своего внука на трон Мономаховым венцом. В связи с этим составили «Сказание о князьях Владимирских»: будто бы государи русские еще со времен Киевской Руси есть законные наследники Римской империи и власти византийских (восточноримских) цесарей. Посему Москва — третий Рим. «Два Рима пали, а третий стоит и четвертому не быть!» Конечно, отвоевывать Константинополь у турок и гнать из Рима папу Иван III не собирался. Важнее было напоминание о принадлежащем роду московских самодержцев киевском наследии, о собирании под крыльями двуглавого орла земель Древней Руси. Злая слава о жестокости и самовластии московского государя была одной из причин, надолго приостановивших объединение юго-западных земель Руси с государством Российским. В отличие от отца великому князю
Национальные проблемы в работах идеологов германской социал-демократии
Германские социал-демократы в период до первой мировой войны мало внимания уделяли как национальным проблемам вообще, так и немецкому национальному вопросу в богемских землях, в частности. Большинство публикаций по этой проблематике принадлежало выходцам из суде-то-немецких районов, таким, как К. Каутский и Ф. Штампфср. Редактор, с 1916 ...
Специальные плоские
кривые
Еще долго до того, как возникла общая теория конических сечений, был изобретен ряд отдельных кривых для построения античных задач.
«Треугольные кривые» возникли в одной оптической задаче, поставленной Эйлером [Act. Ac. Petr., 1778, II (1781). Эвольвенты этих кривых он называл «круговидными» (Orbiformen).
Кривым с несколькими осями сим ...
Духовные аспекты первобытного общества.
Духовное развитие первобытных людей ярче всего выражено в искусстве. Произведения искусства малых форм исполнялись с помощью резца, скребка. Гравюра и барельеф на стенах пещер производились грубыми резцами. Для нанесения росписи на стены пещер применялись краски естественного происхождения. Чаще всего использовалась железистая охра, кот ...