Князь Дмитрий Иванович (1359-1389)
Страница 3

московскому Василию Ивановичу (1505—1533) не было особой нужды щеголять царским титулом. Он временами употреблял его во внешних сношениях, но большей частью титуловался «великий государь Василий, Божиею милостию государь всея Руси и великий князь владимирский, московский» и прочая и прочая. Зато самовластие его, выросшее на отцовских плечах, шагнуло в дали неизмеримые. При Иване III бояре и князья, хотя именовались холопами, но осмеливались говорить в Боярской думе

и давать советы государю. Василий же возражений не переносил: когда любимец его боярин Берсень Беклемишев осмелился на свое мнение, государь сказал: «Ступай, смерд, прочь, не надобен ты мне». Боярин оказался в наказании — опале. Говорили, что Василий любит дьяков и, с ними «запершись сам-третей, у постели все дела делает». Однако стоило одному из виднейших дьяков, отправляемых в посольство к императору Максимилиану, упомянуть, что у него нет средств на путешествие, несчастный был лишен всего имущества и заточен на Белоозере. «Знает Бог да великий князь», - говорили при Василии. Никакого признака иной воли не допускалось. Псковичи пожаловались как-то на несправедливость наместника: государь в ответ заточил посадников и челобитчиков, при полном непротивлении жителей уничтожил во Пскове вече, вывез в Москву вечевой колокол и расселил по разным землям 300 лучших городских семейств. Заподозрив бессловесного рязанского князя, Василий III заточил и его, а рязанцев толпами погнал в московские волости, селя на их место москвичей. Государь не упустил случая включить в свои владения даже небольшие города, вроде Углича и Бежецка. Наконец, северские князья, добровольно перешедшие под руку Москвы и отличившиеся в войне с Литвой, были изгнаны из своих городов, а их «уделы» перешли к великому князю. Принимая и даже приглашая к себе литовско-русских князей, государь полагал, что они поступают в полное холопство и не имеют права выезда назад. Хотя беглецов он казнил смертью не всегда, но брал с каждого поручные грамоты со страшной клятвой не отъезжать, хранить московские тайны, не приставать к заговорам и т. п. Даже братья и прочая родня были для тирана только подданными. Однако с такой же основательностью заботился государь об обороне русских рубежей. Польско-литовские войска так и не смогли отбить Смоленск, оставив его по условиям мира 1522 г. на стороне Москвы. В Крым ежегодно посылались «поминки» — дары хану и знати, дабы влиять на их политику и отвращать от набегов; но ежегодно же на Окский рубеж выводились войска стеречь границу. В наиболее опасных местах на Оке и за рекой возведены были каменные крепости: Калуга, Тула и Зарайск. Цари московские с успехом заменяли собой царей татарских, и оставалось лишь ждать включения осколков Золотой Орды в состав нового — Российского — государства. Способ объединения русских земель вытекал из представлений московских властей о богатстве. В самом деле: сними государь между покорными ему землями и княжествами бесчисленные заставы, взимавшие торговые и проезжие пошлины, — многие торгово-промышленные люди Новгорода, Твери или Вятки сами устремились бы в объятия Московского государства. Но зажиточные купцы и промышленники захваченных земель были ограблены и разогнаны по разным городам, а заставы и чрезвычайное множество различных пошлин в пользу великого государя продолжали сковывать пережившую тяжкие удары русскую торговлю, а значит, и промышленность. Мало того, Иван III нанес удар по иноземной торговле, обогащавшей русских оптовиков и перекупщиков, велев в 1495 г. враз схватить и ограбить в свою пользу немецких купцов. Обогащаясь крохами, московская казна теряла огромные доходы от возможного развития частной коммерции, значения коей власти не уразумевали. Богатством в глазах властей была земля и крестьяне, обязанные ее обрабатывать. Эту-то землю Иван и захватывал, беспощадно сгоняя крупных землевладельцев и крестьян, не щадя в своих грабительских походах даже церковные и монастырские владения. Огромный земельный фонд раздавался верховным владельцем переселенному боярству, московскому дворянству и мелким дружинникам — детям боярским — в пользование под условием службы: в поместья. Не без влияния Софии Палеолог в духе традиций Византийской империи менялся сам двор московских государей. Боярство сделалось первым придворным чином, за коим следовал меньший чин окольничих; появились чисто придворные чины ясельничего, конюшего и постельничих, зарождались приказы. Чины играли собственные роли в придворном церемониале и государственной деятельности. Бояре занимали первые места в дворцовых церемониях и должны были заседать в высшем совещательном органе при государе — Боярской думе. Им доверялись приказы — поручения и целые направления деятельности, превратившиеся в XVI в. в центральные государственные учреждения (начиная с Посольского приказа и Разряда — ведомства служилых людей). Бояре становились наместникамии волостелями.

— правителями и судьями крупнейших городов и земель от государева имени. Соответственно знатности они командовали армиями и полками. Менее знатные наместники в местах маловажных могли не иметь боярского чина и права «боярского суда»: окончательного решения по важным уголовным и имущественным вопросам (оно передавалось в Москву). Окольничие и дворяне московского списка составляли штат придворных, обслуживали огромное личное — дворцовое хозяйство великого государя, которому принадлежала масса городов, сел, деревень, промыслов и мастерских, возглавляли военные подразделения, а также выступали на войну в составе привилегированного Государева полка.

Страницы: 1 2 3 4


Украина в годы Первой мировой войны.
1 августа 1914 г. началась Первая мировая война. Украина стала объектом территориальных притязаний со стороны воюющих сторон - Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанты (Россия. Англия. Франция). 1. Планы стран Тройственного союза и Антанты по отношению к Украине. 1) Германия. Наиболее агрессивные планы по отно ...

Ремесла на Древней Руси
С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. Носили они первоначально экстенсивный характер. В лесных и лесостепных районах выжигали траву, удобряя почву золой, и использовали землю до ее истощения. Затем участок забрасывали, пока на нем не восстановится полностью естественный травяной ...

Церковь, образование и культура
Религиозные учреждения и школы пытались бороться с бескультурьем и хоть как-то поднять нравственный уровень населения. Пока не выяснено, сколько было религиозных учреждений после русско-японской войны, но к 1925 г. православные церкви работали в Александровске, Дуэ, Рыковском, Дербинском, Корсаковке и Онорах. В Абрамовке, Мало-Тымово и ...