ВведениеСтраница 1
Работа на тему «Быт чиновничества и разночинцев во второй половине 19 века и начала 20 века». Для раскрытия данной темы очень важно выяснить, кто же такие чиновники и разночинцы, чем они занимались, какую работу проводили, где служили и т.д.
Итак, чиновничество в России, совокупность лиц, имевших чины и состоявших на гражданской службе. Зародилось с возникновением в Русском государстве 16 веке системы приказов. Сложившаяся в них иерархия чинов (судья, думный дьяк, дьяк, подьячий) вскоре распространилась и на местные государственные органы. Приказные судьи, наместники (до середины 16 в.) и воеводы, а также дьяки назначались царём и боярской думой. За свою службу они получали поместья и крепостных. Подьячих назначал Разрядный приказ. С ростом государственного аппарата число дьяков и подьячих увеличивалось (в начале 17 в. дьяков было 55, в 1676 — 103 в приказах и 35 в уездах). В 80-х гг. 17 в. в 37 приказах служило около 2 тыс. подьячих.
С установлением в России в начале 18 века абсолютизма приказы были заменены коллегиями. Законодательство Петра I закрепило обязательность и пожизненность службы для дворян, к службе привлекались выходцы из духовенства, купечества, мещанства и государственные крестьяне. В 1-й четверти 18 в. положение чиновничества было оформлено законодательно. Высшие чиновники — президенты коллегий и губернаторы — назначались царём и Сенатом, низшие чиновники после упразднения в 1711 Разрядного приказа — Сенатом. Генеральный регламент 1720 установил единообразие структуры и порядок деятельности коллегий и других правительственных учреждений. Табель о рангах 1722 ввела единую систему чинов, узаконила замещение постов в армии и государственном аппарате по личным заслугам, способностям и опыту. Всё чиновничество разделилось на табельное (классное) — 14 классов — и внетабельное (канцеляристы, копиисты, подканцеляристы). С 1764 чиновники стали получать государственное денежное жалование, но вплоть до начала 19 в. сохранялась и такая форма поощрения высшего чиновничества, как раздача монархами населённых государственных земель. Манифест о вольности дворянства 1762 г. и Жалованная грамота дворянству 1785 г. отменили обязательную государственную службу для дворян, однако привилегированное положение чиновничества привлекало их к государственной службе. К середине 18 в. число чиновников составляло около 5 тыс. чел., из них около 150 чел. — сенаторы, президенты коллегий, начальники важнейших канцелярий и контор, губернаторы — особы первых 4 классов Табели о рангах. Вторая группа чиновников — особы 5—8-го классов — прокуроры, провинциальные воеводы, члены различных присутствий (около 600 чел.). Основной исполнительной силой государственных учреждений были чиновники 9—14-го классов, 2/3 всего чиновничества составляли внетабельные чиновники. Почти 80% двух последних групп составляли выходцы из непривилегированных сословий.
В 1-й половине 19 в. процесс бюрократизации государственного аппарата резко ускорился. Учреждение в 1802—11 министерств заложило основы для создания бюрократических ведомств со сложной внутренней организацией и делопроизводством. Если в 1804 было около 13,2 тыс. табельных чиновников, то в 1850 их было 71,8 тыс., в 1856 — 82,3 тыс. чел. Число внетабельных служащих также возросло (в 1850 — 26,3 тыс. чел., в 1856 — 31,6 тыс. чел.). Порядок определения на службу, прохождения её, награды и поощрения, наказания, выход на пенсию определялись «Уставом о службе гражданской» (1832).
В 1-й половине 19 в. чиновничество делилось на 4 группы. 1-я (с 1-го по 5-й класс) объединяла представителей высшей бюрократии, которые фактически определяли курс правительственной политики, 2-я группа (чиновники 6—8-го классов) включала лиц, занимавших должности исполнительного характера. Представители обеих групп имели большие привилегии и высокие денежные оклады. 3-я группа — чиновники 9—14-го классов, занимавшие канцелярские или низшие исполнительные должности, 4-я группа — внетабельное чиновничество, использовавшееся исключительно для технической работы, отличалось от табельного чиновничества в материальном и правовом отношениях. В условиях быстрого роста численного состава чиновничества эта группа была ближайшим резервом пополнения табельного чиновничества. До начала 19 в. не существовало образовательного ценза на замещение чиновничьих должностей. В 1809 по инициативе М. М. Сперанского был издан указ, требовавший от чиновников определённого уровня образования. При производстве в 5—8-й класс чиновники должны были представить диплом об окончании университета или сдать ряд экзаменов. Сроки производства в чины были установлены: с 14-го по 9-й класс — через 3 года службы в каждом классе, с 9-го по 8-й — через 4 года, с 8-го по 7-й — 5 лет, с 7-го по 6-й — 6 лет, с 6-го по 5-й — 4 года, с 5-го по 4-й — 5 лет, с 4-го по 3-й— 10 лет. Производство в 1-й и 2-й классы осуществлялось по личному усмотрению императора без сроков. За 1836—43 в чин 8-го класса, дававший потомственное дворянство, было произведено около 7,2 тыс. чел., из них около 4,7 тыс. — выходцы не из дворян. С 1845 потомственное дворянство стали давать чины 6-го класса в военной и 5-го (с 1856 — 4-го) в гражданской службе, личное дворянство — 9-й класс. Верхи дореформенного чиновничества были в основном помещичье-дворянскими. Считая чиновничество своей опорой, самодержавие изгоняло из его среды скомпрометировавших себя по службе и политически неблагонадёжных. «Пункт третий» Закона от 7 ноября 1850 разрешал начальству увольнять подчинённых чиновников без объяснения причин и права обжалования. Сложившаяся в 1-й половине 19 в. организация чиновничества сохранялась и в последующий период капиталистического развития, когда государственный строй сделал первый шаг в сторону буржуазной монархии, однако если высшие слои чиновничества оставались помещичье-дворянскими, то в ряды среднего и низшего чиновничества вливались буржуазные элементы, располагавшие значительными богатствами (плутократия). Созданные в ходе городской (1870) и земской (1864) реформ органы самоуправления привлекали на службу вольнонаёмный персонал (врачей, учителей, техников, агрономов и др.), получивший в бюрократических сферах название «третий элемент». С конца 1860-х гг. ряд ведомств стал привлекать на работу по найму женщин. В 1897 в бюрократическом аппарате работало 38 тыс. женщин (из них 28,9 тыс. в учебных заведениях), т. е. около 9% от общего количества чиновников (около 440 тыс.). В 1901 г. в России было около 0,5 млн. чиновников, в том числе 120—125 тыс. внетабельных. Со вступлением России в конце 19 — начале 20 вв. в эпоху империализма монополии установили тесные контакты с правительственными учреждениями. Представители монополий вошли в состав отдельных совещательных инстанций министерств торговли и промышленности, путей сообщения, финансов, военного, морского, главного управления землеустройства и земледелия.
Римская республика (III – II
вв.). Римские завоевания в III – II вв.
Завоевание Италии не означало конца римской экспансии. Рим был заинтересован в войне как в способе присвоения богатств и расширения земельного фонда, как в средстве распространения "власти римского народа", а значит, системы податных и вообще эксплуатируемых территорий. При недостаточно развитой товарности производства военная ...
Современная ситуация
Название «Владимирский централ» стало известно многим россиянам благодаря песням «Еврейский арестант» и «Владимирский централ» исполнителя русского шансона Михаила Круга.
Сейчас в централе содержатся полторы тысячи особо опасных преступников - члены ОПГ, киллеры, «лифтеры», маньяки, насильники, пресловутые воры в законе. Многие из них ...
Государственный строй и политическая жизнь в XIв.
И.Я.Фроянов считает, что на смену федерации племенных княжений во второй половине XIв пришли города-государства с республиканской формой правления (вече).
Большинство историков определяют древнерусское государство как раннефеодальную монархию во главе с великим князем киевским - защитником земли, законодателем, верховным судьей, адреса ...