Становление казачества.
Страница 2

Запорожцы заявляли, что не подчиняются никому и ничему, кроме своих собственных законов, которые передавались и совершенствовались от поколения к поколению. Все имели равные права, все участвовали в общих советах — «радах». Эти рады собирались по любому поводу и протекали весьма бурно: обычно из всех дебатирующих сторон побеждала та, что громче крикнет. Точно так же проходили выборы и перевыборы казацких вожаков — атамана, или гетмана, есаулов, писаря, обозного и судьи. По этому же образцу каждый курень (это слово обозначало не только само жилище, но и занимавший его казацкий отряд) выбирал и себе «старшину». Во время военных походов старшина обладала абсолютной властью, правом казнить и миловать. Но в мирное время ее компетенции были весьма ограниченными. Всего запорожцев насчитывалось 5—6 тыс. Сменяя друг друга, они держали на Сечи постоянный гарнизон, составлявший примерно десятую часть общей их численности. Остальные отправлялись в военные походы или на мирные промыслы. Сечевое хозяйство в основном основывалось на охоте, рыболовстве, бортничестве, солеварении в устье Днепра. Поскольку Сечь лежала на торговом пути из Речи Посполитой на берега Черного моря, торговля также играла немалую роль в жизни запорожцев. Постепенно вопреки декларируемому равенству и братству на Сечи возникают социально-экономические отличия и противоречия между старшиной и рядовыми казаками (чернью), время от времени разряжающиеся бунтам и переворотами. Таким образом, к началу XVII в. существовало три (хоть и частично перекрывающиеся) категории казаков. Первая— это состоятельные реестровые казаки, завербованные на службу королю и правительству. Вторая запорожцы, жившие вне официальных пределов Речи Пос политой. И третья — это огромное большинство казачества, нереестровые казаки, жившие в городах пограничья: они вели вполне казацкий образ жизни, но не имели официально признанного статуса.

Страницы: 1 2 


Воспитание и школа
В сельской местности дети редко посещали школу и, как только подрастали, начинали помогать родителям. Самые маленькие сторожили баранов и коз, которые постарше работали в хозяйстве и в поле. В городах мальчики рано начинают приобщаться к ремеслам в цеховых кланах. Подмастерья подчиняются непосредственно учителю (уста), который должен н ...

Изменение в экономической, политической, социальной жизни русского общества в конце XV- начале XVI вв.
а) Формирование поместного землевладения . С разложением феодально-вотчинного строя со второй половины XV в. имелись заметно два вида частных владений. С одной стороны, наследственная, преимущественно крупная и привилегированная, вотчина как остаток прежнего феодально-боярского и княжеского землевладения и, с другой стороны, поместье, ...

СССР на завершающем этапе Второй мировой войны. Военно-стратегическая обстановка к началу 1944 г.
К началу 1944 г. Германия понесла значительные потери, но по-прежнему была сильным противником. Почти 2/3 своих дивизий (до 5 млн. человек) она держала на советско-германском фронте. Здесь же были сосредоточены почти 75% ее танков и САУ (5,4 тыс.), орудий и минометов (54,6 тыс.), самолетов (более 3 тыс.). Тем не менее, понеся тяжелое по ...