Историческая информация » Российская история от князя Олега до Александра II » Личность Петра Великого. Противоречивость Петра. Влияние  Петра Великого на историю России

Личность Петра Великого. Противоречивость Петра. Влияние  Петра Великого на историю России

В истории русского государства период, обычно именуемый Петровской эпохой, занимает особое место. В этот небольшой отрезок времени, охватывающий последние годы XVII - первую четверть XVIII столетия, свершились преобразования, носившие всеобъемлющий характер, затронувшие все сферы и оказавшие огромное влияние на развитие политической, экономической и культурной жизни страны. Они были подготовлены предшествующим развитием государства и особенно значительными сдвигами, прошедшими во второй половине XVII века.

Именно в XVII столетии начался новый период русской истории это было переходное время, характеризуемое прежде всего постепенным формированием нового общественного познания, время, тогда стало очевидным экономическое и культурное отставание русского государства от передовых стран Западной Европы и возникла острая необходимость преобразований. Петр I и многие передовые русские люди, его сподвижники, правильно поняли и оценили сложившиеся условия, осознали назревшие задачи своего времени.

Преобразования в социально-экономической и идейно-политической жизни выступают одной из важнейших характеристик переживаемого ныне периода-периода реформ, ведущих к рынку, и правовым, конституционным формам общественной жизни и государства. В нынешней России, провозгласившей задачу возрождения, ориентированной на демократические и гуманистические ценности мирового общества, особенно актуально обращение к петровскому наследию.

На русское общество реформы Петра, решительные и широкие, произвели страшное впечатление после осто­рожной и медлительной политики московского правитель­ства. В обществе не было того сознания исторической тра­диции, какое жило в гениальном Петре. Близорукие мос­ковские люди объясняли себе и внешние предприятия, и внутренние нововведения государя его личными каприза­ми, взглядами и привычками.

Поведение Петра, вся его манера действовать пока­зывали, что он не просто видоизменяет старые порядки, но питает к ним страстную вражду и борется с ними ожесто­ченно. Он не улучшал старину, а гнал ее и принудительно заменял новыми порядками. Это неспокойное отношение к своему делу, боевой характер деятельности, ненужные жестокости, принудительность и строгость мероприятий - все это явилось у Петра как результат впечатлений его детства и молодости.

Выросший среди борьбы и вражды, видевший и открытые бунты, и тайную оппозицию, Петр вступил на путь реформ далеко не со спокойным духом. Он ненавидел ту среду, которая отравляла его детство, и те темные стороны старой жизни, которые сделали возмож­ной эту среду. Поэтому, уничтожая и видоизменяя старые порядки, он в свою деятельность монарха вносил личные чувства пострадавшего человека. Принужденный бороться за свою власть и самостоятельность при начале правления, Петр сохранил боевые приемы навсегда. Встреченный от­крытой враждой сначала, чувствуя и потом скрытое проти­водействие себе в обществе, Петр все время боролся за то, во что верил и что считал полезным. В этом объяснение тех особенностей в реформационной деятельности Петра, ко­торые сообщили его реформе черты резкого, насильствен­ного переворота.

Вместе с тем нельзя забывать, что Петр I был не единственным преобразователем России. Это время выдвинуло большое число замечательных деятелей, внесших свой вклад в развитие русского государства, русской нации и культуры. Среди них следует упомянуть имена А.Д. Меньшикова, Б.И. Курапина, П.А. Толстого, Б.П. Шереметева, М.М, Голицина, Я.В. Брюса, В.Н. Татищева. Многие из низ были представителями древнейших боярских фамилий, безоговорочно перешедшими на сторону Петра I, некоторые - выходцами из "всяких чинов людей".


Развитие отечественной культуры в 1917 – середине 1920-х гг
В декабре 1919 г. был издан Декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Были образованы следующие учебные заведения: начальная 4-летняя школа, 9-летняя городская школа, ШКМ, ФЗУ. В 1922 г. по инициативе В. И. Ленина из страны были выдворены 160 крупнейших ученых и философов (Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, П. А. Сорокин ...

Состав Первой Думы
Первое совещание Думы открылось 27 апреля 1906 года. Места в ней распределились следующим образом: октябристы - 16, кадеты - 179, трудовики - 97, беспартийные - 105, представители национальных окраин - 63, социал-демократы - 18. Трудовики - это парламентская группа. В нее входили крестьяне, а также сельские учителя, фельдшеры, уездные в ...

Юрий Хмельницкий
Пытаясь избежать гражданской войны, смягчить социальное напряжение, предотвратить территориальный раскол, старшина опять провозглашает гетманом Ю. Хмельницкого. Расчет был на то, что "волшебное имя Хмельницкого" станет той силой, которая обеспечит единство элиты, консолидацию общества и стабильность государства. Понятно, что ю ...